дальше...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Тарас Тихомиров, Православный, 23:44:29 06/06/2001
в ответ на: Re: >>>————>, отправлено Candide, православный христианин, 03:29:16 06/06/2001
 
Давайте обратимся теперь к нашему Символу Веры:
 
 
Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли.
 
И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна несотворенна, единосущна Отцу имже вся быша....
 
 
И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца...
 
 
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
 
 
От прошлого в будущее! Символ Веры указывает нам, что вся наша текущая жизнь не имеет сама в себе никакого особого смысла, кроме ожидания будущего. Т.е. цель нашей жизни не только для Бога, но и для нас самих не в этой временной жизни, а в тех «Последних вещах» (смерть, Страшный Суд, Ад, Рай), которые должны стать и центром всей нашей жизненной устремленности. И в то же время, говорить о тех вещах в определенных терминах мы не можем. Что такое «жизнь будущаго века»?
 
 
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.» (1 Иоанн 3:2) Помните, почему я спрашивал вас о том, можем ли мы уподобиться Христу? Через веру в Христа мы устанавливаем уже теперь живое индивидуальное взаимоотношение с Богом. Попытавшись уподобиться предвечному Христу мы чувствуем свое общение с Ним уже не теоритически, а как неоспоримый личный опыт прикосновения к бесконечности.
 
 
Почему же богословы никогда не говорят о Боге, что «был» или «будет»? (Даже тот факт, что вы приводили из Писания подобные глаголы в прошлом и настоящем времени, не отрицает факта, что Бог есть.) Почему же акцент делается на то, что все, что связано с Богом есть ТЕПЕРЬ? Как это нам, простым смертным живущим в земном времени дано почувствовать, что такое это вечное, неизменное «Теперь». Ведь все смертно в нашем мире после грехопадения, а Бог находится вне смерти, как бы в другом измерении и одновременно Он находится везде и в нашем измерении. Об этом мы не можем иметь представления и полагаться можем только на полную тишину не только губ (или клавиатуры), но и рассудка.
 
 
Три вещи мы можем утверждать смело. Во-первых, это то, что Христос придет опять во всей Своей славе, что по Его пришествию мы восстанем из мертвых и будем преданы суду, и что у Его царствия *не будет конца*. Т.е. и Писание и Предание Церкви учат тому, что никакого прогресса к приходу Христа здесь у нас не намечается, никакого «земного Царства» в теперешнем земном веке не будет. Т.е. у нас, как христиан, не может быть оптимизма по поводу эволюции и «прогресса» отмеченного всемирной историей. Все что мы ожидаем — это природные бедствия, разрушительные войны, богоотступничество даже тех, кто называет себя Христианами, болезни поражающие все человечество (Матф. 24:3-27). Кульминацией этого периода будет приход «человека греха» (2 Фесс. 2:3-4), которого мы зовем Антихрист.
 
 
Антихрист не будет самим сатаной, падшим ангелом принявшим на себя человеческую плоть, как думают некоторые. Он будет человеком. Но только он будет таким человеком, который воплотит в себе все силы зла и которому удастся покорить под себя весь мир на короткое время. Время его действительно будет коротким. Некоторые считают, что его власть продлиться семь лет, некоторые — что три с половиной года. Занимаются некоторые различными интерпретациями Св. Писания. Не так уж важно. Главное, что на смену его царству неожиданно, «как вор в ночи», которого мы не ждем, наступит славное Второе Пришествие Господа Нашего Иисуса Христа. И само Пришествие, хоть и будет неожиданным для многих, будет тем не менее уже точно не таким, как было Его рождение в Вефлиеме.  Мы увидим Его «сидящим одесную силы и грядущего на облаках небесных.» (Матт. 26:64) Таким образом наступит неожиданный и полный конец истории (теперешнему ходу времени) посредством вмешательства божественной реальности.
 
 
Вот тогда-то, именно в тот момент, по христианскому учению, произойдет восстание из мертвых. Души всех умерших от Адама, до последнего дышашего земным воздухом неожиданно обретут свои тела и встанут все вместе — одной толпой. :) Так уж создал нас Бог с самого начала, что душа и тело нераздельны в вечности. Ни тело не может существовать без души, ни душа полноценно существовать без тела. Только грехопадение Адама временно привело к тому, что обе эти субстанции могут быть разделены в результате смерти. В момент же Второго Пришествия то, что было создано в начале, будет пере-восстановлено и мы во «всей своей красе» с душой и телом восстанем из мертвых и предстанем перед Христом, Творителем вселенной. На суд.
 
 
И что же? Как в анекдоте там будут сидеть сатана в качестве прокурора, ангелы в качстве адвокатов, все люди в качестве свидетелей и стоять большие весы? Один за другим что ли будут подсудимые подходить к Страшному Судье, придумывая находу оправдания, потея от волнения и ожидая своей участи? Нет. Как говорит Евангелие от Иоанна, суд идет постоянно на протяжении всей нашей земной жизни. Уже сейчас. Сознательно ли или бессознательно, но мы постоянно выбираем либо добро, либо зло. Незамедлительно ("автоматически") выбор добра подвигает нас в жизнь вечную, а выбор зла дает нам почувствовать вкус ада. Старшный Суд есть ни что иное как момент истины, когда все вдруг оказывается на свету и каждый из наших актов выбора между добром и злом оказываются __оче__видными для всех со всеми их последствиями. Это когда в полном сознании мы понимаем, кто мы такие, и в чем заключался смысл и цель всей нашей жизни.
 
 
Понимаем мы и то, куда входим мы со своей душой и телом — то бишь либо в рай, который будет пребывать уже бесконечно и неизменно, либо в ад, который также не изменится со временем.
 
 
Св. Макарий пишет: «По восстанию из мертвых все члены тела оживут и ни волоска не будет потеряно» (сравнить с Лукой 21:18). В то же время говорят, что восстание из мертвых будет в «духовном теле» (1 Кор. 15:35-46). Это не означает, что по всеобщем воскрешении наши тела как-то дематериализуются. Мы должны помнить, что вещество, каким мы его знаем в падшем мире со всей своей инертностью и замутненностью, не соответствует тому веществу, которое Бог подразумевал изначально. Освобожденное от вульгарности и бренности падшей плоти, восставшее тело будет таким же каким было тело Христа в момент Его Преображения на горе Фавор и после Его восстания из мертвых. Но, хотя и измененное, наше восставшее тело будет узнаваемо по тем же чертам, как и тело, которое мы имеем сейчас: между ними будет как бы логическое продолжение. Т.е. как Ветхий завет был тенью Нового, так и теперяшнее наше тело, есть только тень воскресшего.
 
 
Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Это именно то же самое тело, которое воскреснет, но не в том состоянии слабости, т.к. оно будет обличено в нетленность (1 Кор. 15:53) и таким образом преображено... Ему (телу) уже более не надо будет иметь ни пищи, которую мы сейчас едим, чтобы жить, ни лестниц, чтобы подниматься, т.к. оно будет соделано духовным и станет как нечто изумительное, что мы сейчас не можем даже правильно описать.»
 
 
Св. Иреней пишет: «Ни структура, ни суть творения не будут уничтожены. Только »образ мира сего". (1 Кор. 7:31) Только он пройдет, т.е. пройдет только то, что явилось в результате греха. И когда этот «образ» пройдет, человек будет обновлен и опять расцветет в пике жизни, которая не поддается тлению. И уже не будет у него возможности стареть. Будет «новое небо и новая земля» (Откр. 21:1) и в этом новом небе и земле будет жить человек всегда молодой и всегда разговаривая с Богом.
 
 
Царство Божие, которое для нас все еще в будущем, и в котором по милости Божией наши души и тела опять обретут друг друга, будет как раз тем Царством, у которого *не будет конца*. Это и вечность и бесконечность, которые нашим падшим разумом понять мы не можем. Вечности этой все же будут присущи две черты, в которых мы можем быть вполне уверены: во-первых, что совершенство ни здесь ни там не является монотонным, оно разнообразно. Во-вторых, что совершенство не статично, а динамично.
 
 
Во-первых, вечность представляет из себя неиссякающее разнообразие. И если правда в отношении того, что мы знаем о святости в этом мире, т.е. то, что святость никогда неодинакова, а каждый раз чем-то отлична. То правда эта верна и в отношении того — только в несравнимо в более высокой степени — что такое же многообразие будет и в будущем веке. Господь обещает нам, что «побеждающему дам ... белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.» (Откр. 2:17) Т.е. даже в будущем веке таинство личности каждого из нас и наши индивидуальные отношения с Богом остануться и у нас будет свое место. ("В дому Отца Моего обители многи есть" (Иоанн 14:2))
 
 
Во-вторых, вечность есть бесконечный процесс, никогда непрекращающееся движение. Вечное движение вперед. И никогда назад. Т.е. будущий век — это не возвращение к началу, не просто востановление того исходного состояния первозданного Рая. Это как бы уже другое «свежее» начало. Т.е. будет новое небо и новая земля и последнее будет величественнее, чем первое.
 
 
Св. Грегорий Нисский утверждал, что совершенство даже на небе есть постоянный рост. Он говорил, как бы парадоксально это не звучало, что вся суть совершенства и заключается в невозможности его достичь, при этом всегда достигая более высокого уровня, который стоит вне уже достигнутого (вспомните вопрос о бесконечности :)). Поскольку Бог бесконечен, то и постоянное движение к более высшему или «epektasis» будет бесконечным. Наша душа содержит Бога в себе и одновременно ищет Его. Душа радуется полной радостью от приближения к Нему, но радость только становиться больше от дальнейшего движения. Бог приближается к нам все ближе, но одновременно остается иным. Мы смотрим Ему в лицо, но конца Этому Лицу мы никогда не видим. Мы уже имеем духовный опыт, и как всегда нам кажется, что мы только начинаем. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18), и в славу, которая еще славней. Никогда за всю вечность мы не совершим всего, что можно совершить или узнаем все, что можно узнать. Св. Иреней говорит: «Не только в этом веке, но и в веке будущем Бог всегда будет иметь чему научить человека, и человек всегда будет иметь чему научиться у Бога.»
 
 
Именно в этом и заключается неизменность Бога. Бог это вечный и недосягаемый идеал. Даже на примере Сына Человеческого Бог показал нам это, сойдя на землю, умалившись и приняв на Себя человеческую плоть. Жизнь Бога — это не жизнь падшего естества, которому необходимо обновление (через смерть), которая полна эмоций в следствии борьбы за выживание. Жизнь Бога это верхний предел совершенства, недосягаемый ни разумом, ни жизнью. И только последовав Ему, отказавшись от своей воли полностью для того, чтобы Его воля вела нас к этому совершенству, мы и можем получить это непрекращающееся постоянство роста от низшего к высшему, от славы к славе.
 
 
Поэтому столь многие и не могут однозначно ответить на поставленный вами вопрос-выбор: «Бог либо неизменный, либо меняющийся.» Он неизменен в своем совершенстве, постичь которого мы не можем, как не можем и догнать пучок света улетевший в бесконечность. Пучок света отличается сам от себя только лишь тем, что в каждый момент времени он будет находится уже в новом месте пространства, оставаясь тем же пучком света. И Бог изменяется только в том, что в каждый момент Его совершенство «со скоростью света» превосходит предыдущую степень совершенства. В этом и есть Его постоянство. Поэтому каждое утро встав с постели с надеждой говорим: «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенныя человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть *пременение, или преложения осенение* (перемена, изменьчивость, или легкое подобие непостоянства), Сам Безсмертный Царю, приими моления наша... ( идалее в той же молитве)... в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящай всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.» (Молитва святого Василия Великого)  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]