Отправлено Candide, православный христианин, 04:08:07 07/06/2001в ответ на: Что называется "типа отмазался" :), отправлено Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 01:23:50 07/06/2001> На моей памяти уже надцатый раз Вы отмахиваетесь от ответа, назвав вопрос «просто некорректным». Маловато этого, а обосновать? Подробнее, плз, чем некорректны вопросы Тараса. Про камень вон тоже дважды называли некорректным, ни разу не объяснив, почему. Простите меня, я просто думаю, что это очевидно из моего ответа и что если я буду объяснять вещи слишком очевидные, то на меня еще и обидеться могут. Но если Вам это неочевидно, то, конечно, я попытаюсь объяснить. Тарас спросил: "И сколько таких богов может народиться? К примеру?" И я ему ответил: "Вопрос поставлен некорректно. Родился только один Бог". Я считаю, что я именно ответил, а не ушел от ответа. Я не просто назвал вопрос некорректным, но и объяснил, почему. Если известно, что Бог Отец имеет только одного Сына, то нет смысла спрашивать, сколько может родиться Богов. К примеру, кто-нибудь спросит: «может ли Бог воплотиться и умереть за нас на кресте при Понтийском Пилате?» Да, может, именно так Он и сделал. Но далее он спросит: "и сколько же раз Бог может это сделать?" Что Вы ответите на это? > Вот, например, так блаженный Августин обосновывал некорректность вопроса об изменяемости Бога: > Всякое прошедшее уже не существует, а всякое будущее еще не существует, следовательно, как прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего нет. Следовательно, у Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее. > > Вот, если можно, попробуйте в том же духе. У блаженного Августина стоит поучиться любви к истине. Это самое ценное, что, на мой взгляд, он может нам передать, а конкретные его открытия в области мысли, как бы велики они ни были это вещи второстепенные. Там, где он подробно рассуждает о природе времени, он говорит так: "Я ищу, Отец, не утверждаю; Боже мой, помоги мне, руководи мной." ("Исповедь", Книга 11, глава XVII). Вот пример верного пути к уразумению истины. Августин в свое время сделал великое открытие. Не знаю, был ли он в этом первым; скорее всего, нет, но это неважно. Августин понял, что время есть такое же творение Бога, как и весь мир. Но со времени Августина мир не стоит на месте, и мысль человеческая по милости Божией не перестает развиваться. Если нас интересует истина, мы не можем стоять на месте. Поэтому совершенно естественно, если в чем-то мы не согласимся с Августином, в чем-то уточним его взгляды. Я тоже ищу, не утверждаю. Вот мое возражение на те рассуждения Августина, которые Вы привели. Наше прошедшее все же существует в том смысле, что существует память о нем. Чего вообще не существует в природе, о том нельзя ничего сказать ни истинного, ни ложного. Но о прошедшем, конечно же, можно сказать как истину, так и ложь. Если в прошедшем совершен грех то этот грех совершен, он существует, хотя и совершен в прошедшем, и если скажем, что мы не согрешили, то скажем ложь. То же самое справедливо и в отношении будущего. Если будущего не существует, то о нем нельзя ничего сказать ни истинного, ни ложного. Но это не так; о будущем можно сказать как истину, так и ложь: бывают пророки истинные, и бывают пророки лживые. Несовершенство человека не в том состоит, что для него существует только настоящее (это неверно), а в том, что человек не знает в совершенстве ни прошедшего, ни будущего. Прошедшего не знает в совершенстве из-за несовершенства памяти. Будущего не знает в совершенстве потому, что оно не находится под контролем человека. Человек обычно планирует свое будущее, и часто планы его воплощаются, но иногда Аннушка разливает масло, и все планы совершенно неожиданно рушатся. Но у Бога не так, как у нас. Прошедшее Он знает в совершенстве, как и настоящее, и будущее. Он знает прошедшее не потому, что оно для Него настоящее, а потому, что память Его совершенна и превосходит всякое человеческое разумение. И Он знает будущее не потому, что для Него оно настоящее, а потому, что Он Сам же это будущее и замышляет и творит и предвидит во всех деталях в полном совершенстве. И будущее, и настоящее, и прошедшее существуют в Боге, и нет в Нем ничего недостающего вот как бы я ответил Августину.