Примазываюсь — к Августину :)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, православный христианин, 04:08:07 07/06/2001
в ответ на: Что называется "типа отмазался" :), отправлено Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 01:23:50 07/06/2001
 
> На моей памяти уже надцатый раз Вы отмахиваетесь от ответа, назвав вопрос «просто некорректным». Маловато этого, а обосновать? Подробнее, плз, чем некорректны вопросы Тараса. Про камень вон тоже — дважды называли некорректным, ни разу не объяснив, почему.
 
 
Простите меня, я просто думаю, что это очевидно из моего ответа и что если я буду объяснять вещи слишком очевидные, то на меня еще и обидеться могут.  Но если Вам это неочевидно, то, конечно, я попытаюсь объяснить.  
 
 
Тарас спросил:  "И сколько таких богов может народиться? К примеру?"  И я ему ответил:  "Вопрос поставлен некорректно.  Родился только один Бог".  Я считаю, что я именно ответил, а не ушел от ответа.  Я не просто назвал вопрос некорректным, но и объяснил, почему.  Если известно, что Бог Отец имеет только одного Сына, то нет смысла спрашивать, сколько может родиться Богов.
 
К примеру, кто-нибудь спросит: «может ли Бог воплотиться и умереть за нас на кресте при Понтийском Пилате?»  Да, может, именно так Он и сделал.  Но далее он спросит:  "и сколько же раз Бог может это сделать?"  Что Вы ответите на это?
 
 
> Вот, например, так блаженный Августин обосновывал некорректность вопроса об изменяемости Бога:
 
> Всякое прошедшее уже не существует, а всякое будущее еще не существует, следовательно, как прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего нет. Следовательно, у Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее.
 
>
 
> Вот, если можно, попробуйте в том же духе.
 
 
У блаженного Августина стоит поучиться любви к истине.  Это самое ценное, что, на мой взгляд, он может нам передать, а конкретные его открытия в области мысли, как бы велики они ни были — это вещи второстепенные.  Там, где он подробно рассуждает о природе времени, он говорит так:  "Я ищу, Отец, не утверждаю; Боже мой, помоги мне, руководи мной." ("Исповедь", Книга 11, глава XVII).  Вот пример верного пути к уразумению истины.
 
Августин в свое время сделал великое открытие.  Не знаю, был ли он в этом первым; скорее всего, нет, но это неважно.  Августин понял, что время есть такое же творение Бога, как и весь мир.  Но со времени Августина мир не стоит на месте, и мысль человеческая по милости Божией не перестает развиваться.
 
Если нас интересует истина, мы не можем стоять на месте.  Поэтому совершенно естественно, если в чем-то мы не согласимся с Августином, в чем-то уточним его взгляды.  Я тоже ищу, не утверждаю.  Вот мое возражение на те рассуждения Августина, которые Вы привели.  
 
Наше прошедшее все же существует в том смысле, что существует память о нем.  Чего вообще не существует в природе, о том нельзя ничего сказать ни истинного, ни ложного.  Но о прошедшем, конечно же, можно сказать как истину, так и ложь.  Если в прошедшем совершен грех — то этот грех совершен, он существует, хотя и совершен в прошедшем, и если скажем, что мы не согрешили, то скажем ложь.  То же самое справедливо и в отношении будущего.  Если будущего не существует, то о нем нельзя ничего сказать ни истинного, ни ложного.  Но это не так; о будущем можно сказать как истину, так и ложь: бывают пророки истинные, и бывают пророки лживые.
 
Несовершенство человека не в том состоит, что для него существует только настоящее (это неверно), а в том, что человек не знает в совершенстве ни прошедшего, ни будущего.  Прошедшего не знает в совершенстве из-за несовершенства памяти.  Будущего не знает в совершенстве потому, что оно не находится под контролем человека.  Человек обычно планирует свое будущее, и часто планы его воплощаются, но иногда Аннушка разливает масло, и все планы совершенно неожиданно рушатся.
 
Но у Бога — не так, как у нас.  Прошедшее Он знает в совершенстве, как и настоящее, и будущее.  Он знает прошедшее не потому, что оно для Него — настоящее, а потому, что память Его совершенна и превосходит всякое человеческое разумение.  И Он знает будущее не потому, что для Него оно — настоящее, а потому, что Он Сам же это будущее и замышляет и творит и предвидит во всех деталях в полном совершенстве.  И будущее, и настоящее, и прошедшее существуют в Боге, и нет в Нем ничего недостающего — вот как бы я ответил Августину.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]