Re: Традиция? :-)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Игорь Кузьмин, невоцерковленный верующий, 23:54:25 07/06/2001
в ответ на: Традиция? :-), отправлено Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 09:49:27 07/06/2001
 
Здравствуйте, Александр!
 
 
> Это инициативу митр. Никодима Ротова Вы именуете традицией Церкви? :-)) Смешно, право слово. Вы бы еще Исидора отступника вспомнили. Соглашения, принятые при митр. Никодиме, были отменены практически сразу после его смерти. Вот Вам и «традиция Церкви». А про протестантов — вообще полную чепуху говорите.
 
 
Вообще-то это решение Св. Синода РПЦ, от 16 декабря 1969 г., позволявшее православным причащаться в католических храмах, имевшее силу до 1986 г. Как можно здесь вину предъявлять лишь митр. Никодиму?! Близкое этому решению я встречал (к сожалению не могу вспомнить источник) и в практических указаниях Синода в дореволюционный период, где в особых, исключительных случаях, дозволялось обращение православному страждущему к инославному священослужителю, за отсутствием православного, по обоюдному согласию сторон, с целью получения необходимых таинств. Здесь правда я не могу точно сказать входили ли протестантские служители в круг дозволенных, не помню.
 
Вся безвыходность данных ситуаций (решений) в том, что невозможно принять никаких общецерковных решений (которыми автоматически уже будет осуждена уже вся иерархия, виновная в данном деянии), воспрепятствующих повторению новых «евхаристических общений» в будущем (то что некоторым кажется невозможно сегодня, при новой власти может быть реальным). Трудность данной ситуации еще в том, что уже нет возможности, для последовательного ревнителя православия, отделится от своих иерархов-отступников, т.к. прецеденты уже были, и предшествующие архиереи не потеряли своего достоинства. Такова логика данных прецедентов. Здесь работает канонический принцип, сформулированный в правиле Кормчей преп. Никоном Черныя Горы: «Последуяй же прежде его святым собором, той собор свят есть, не последуяй же прежде его святым собором, не свят, но и скверен есть, и отвержен» (Гл. 71, лист 641). Т.е. невозможно приносить покаяние от имени церкви за всю иерархию своей же церкви, принявшей еретическое учение, антиканонические деяния или ложные проклятия и анафемы. Такими действиями лишь хулятся отцы церкви (а в их лице и вся церковь), чрез которых современные «исправители» и получили благодатные дары.
 
Если уж мне пришлось отвечать не по сути своего вопроса, тогда я приведу еще некоторые факты своеобразных решений вопроса «евхаристического общения» с еретиками и раскольниками. Синод Рос. Церкви, Указ от 28 февраля 1722 года: «О отрицающихся тяжкими от причастия грехами древния правила были, которыми за некия тяжчайшия беззакония на долгое время запрещено от святаго причастия, и то было врачество церковное, дабы знали грешницы тяжесть беззакония своего и Божия от них раздражения; а ныне понеже оное врачество раскольницы обратили себе в отраву и притворно на себе сказуют грехи безместныя, дабы тако отбитися от причастия святой евхаристии, ими безбожно хулимой, того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих, прощает исповедующимся древний канон, яко в отраву от злоковарных человек на погибель их употребленный; кающагося же и исповедующаго грехи своя, какия бы ни были, к причастию святых таин припускать безотложно».
 
В этом РПЦ была не одинока. Вот миссионерская газета «Колокол» от 25 января 1910 г. свидетельствует, что «в тех местах Малой Азии, где нет греческой церкви, лица православнаго исповедания, служащие при консульствах, и другия в свое время обращались к Константинопольскому вселенскому патриарху с вопросом: к какой церкви прибегнуть в случаях совершения треб и принятия свв. Таин? Патриархом приказано обращаться только к армянской, но не к другой церкви». Но потом патриарх засвидетельствовал, что он разрешил своей пастве принимать таинства и от англиканских священников. Из синодальных «Церковных Ведомостей, 1910 г. (№5): «Каковы современныя отношения православной церкви к англиканской?-спросил корреспондент.–Англиканская церковь,-ответил патриарх, признавая и уважая древность восточной церкви, может притти к согласию с нами, тем более, что наши отношения не только весьма сердечны, но и дошли до того, что в силу взаимнаго соглашения, в тех местах, где нет англиканскаго духовенства, православный священник может преподавать англиканам в случае нужды некоторыя таинства и английский священник православным».
 
 
С уважением,
 
Игорь.
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]