Re: Замечательно!


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, православный христианин, 00:32:14 08/06/2001
в ответ на: Замечательно!, отправлено Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 09:05:22 07/06/2001
 
>>> Может ли Бог сотворить другого Бога?
 
>>
 
>> Не знаю, может ли сотворить другого Бога.  
 
>
 
> Ответ: не может, Бог нетварен по природе.
 
 
Я согласен.  Если Бог — нетварен по природе, то Его сотворить нельзя.  Это снова логическое противоречие.
 
 
>> Наверное, когда это происходит, то говорят не «сотворить», а «родить».  Бог может родить другого Бога.
 
>
 
> Неверно, Бог не может родить другого Бога. Вы Христа назвали другим Богом? (Впрочем, это уже не относится к нашей теме)
 
 
Хорошо, принимаю.  Бог может родить Бога.  Без слова «другого», поскольку оно двусмысленно.
 
 
> Итак, Бог не может творить зло, Бог не может сотворить другого Бога, Бог не может перестать быть Богом. Этот список можно продолжать и продолжать. Вывод: всемогущество Бога не подразумевает то, что он может сделать всякую нелепицу, которая придет на ум его глупому созданию.
 
 
Это именно то, что я всегда стараюсь подчеркивать.
 
 
> Вернемся к Вашей исходной посылке:
 
>
 
>>>>>> Я же говорю: если бы Бог не мог меняться, — это был бы уже не Бог, потому что Бог может всё.
 
>
 
> Как видим, данная Ваша аргументация несостоятельна (если еще не видим, следует внимательнее прочитать это сообщение сначала :-)
 
 
Для этого осталось доказать самую малость, именно, что всякое изменение Бога — это нелепица, которая приходит на ум глупому созданию.  Докажите это — и я с Вами соглашусь.
 
 
> А теперь по существу вопроса: Бог не может совершенствоваться, потому что Бог есть Совершенство. Совершенствование есть приближение к какому-то идеалу, а Бог и есть Идеал. Если мы говорим, что Бог совершенствуется, то предполагаем, что некоторое время назад Он был несовершенен, а это уже просто полное непонимание вопроса, это хула на Бога.
 
 
Я понимаю, что понятие «совершенствоваться» не было объяснено.  Я всё время, если не ошибаюсь, защищал точку зрения, что Бог может просто меняться.  Слово «совершенствуется» употребил Саша.
 
Но если это слово понимать правильно, то, думаю, можно сказать о Боге и так.  Конечно, для Бога «совершенствоваться» — не означает приближаться к идеалу.  Это слово имеет иной смысл.
 
Начнем с примера.  Вы можете любить конкретного человека всю жизнь, и любовь ваша может быть очень велика.  И здесь для любви одной и той же силы и степени могут открыться два пути.  Вы можете прожить с любимым человеком мирно и спокойно, без особых потрясений, до конца своих дней.  И второй путь — когда ваша любовь будет подвержена суровым испытаниям со стороны каких-либо внутренних или внешних обстоятельств.  Например, любимому человеку будет угрожать смертельная опасность, и вы должны будете рисковать и жертвовать собой ради его спасения.  Когда вы это совершите, мы скажем, что любовь ваша делами станет совершенна.
 
Разумеется, это никоим образом не означает, что любовь была несовершенна до того, как была таким образом испытана.  Это просто означает, что она делами явила свое совершенство.  Не знаю, ясно ли я выразил свою мысль.
 
Когда говорят о Боге, что Он «совершенствуется», я это понимаю так, что делами, которые Он совершает, являет Он любовь к Своему творению.
 
Вот некоторая логическая цепочка, составленная из цитат Писания, которая поясняет сказанное.
 
«Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.» (1 Ин. 4:12)
 
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15:13)
 
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.» (Ин. 15:14-15)
 
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3:16)
 
 
> Итак, Бог не может изменяться. Таково православное учение. См. например «Точное изложение Православной веры» прп. Иоанна Дамаскина, кн. 1, глава 2.
 
 
Вы, скорее всего, имеете в виду главу 3.  Но посмотрите сами: нет там ничего, кроме философии (Дамаскин заметно увлекается философией).  Доказательство того, что Бог неизменен, основано на философских умозаключениях эллинского толка, а не на Писании.  Эта философия не выдерживает критики, и обсуждать ее, как мне кажется, нет особого смысла.
 
А если Вы скажете, что принять точку зрения Дамаскина следует только потому, что он является крупным авторитетом, то для меня этот довод не имеет решающего значения.  Иначе нужно также принять, что всё видимое творение состоит из четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня), как это утверждается в книге 2, главе 5 (19).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]