Отправлено Candide, православный христианин, 16:13:26 08/06/2001в ответ на: Re (2): Замечательно!, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 01:07:52 08/06/2001> Ну как Он может меняться, будучи совершенным во всем, что Ему присуще? Всякое изменение с необходимостью привело бы к несовершенству. Рассмотрим это умозаключение. Если нечто или некто является совершенным в своем роде, то всякое его изменение с необходимостью приводит к несовершенству. Правильно ли я Вас понял? Итак, если Христос совершенный Человек, то всякое Его изменение как человека должно приводить к несовершенству. Верно? Конечно, это неверно. И точно так же, утверждение: «если Господь есть совершенный Бог, то всякое Его изменение с необходимостью приводит к несовершенству» неверно. Одинаково ли мы понимаем слово «совершенный»? Совершенный значит не имеющий никакого недостатка или порока, целостный по природе. >> Но если это слово понимать правильно, то, думаю, можно сказать о Боге и так. Конечно, для Бога «совершенствоваться» не означает приближаться к идеалу. Это слово имеет иной смысл. > > А какой именно Вам объяснить не удается (я честно пытался понять). Самое близкое, что приходит на ум, это что любое действие Вы неразрывно связываете с изменением действующего. Это скорее всего от своебразного антропоморфизма и принятия что «действие равно противодействию». Бог имеет жизнь, Он живет. Он сначала радуется о том, что создал человека, а затем скорбит в сердце Своем о том же самом. Эти и многие другие свидетельства о Боге в Писании говорят мне о том, что Бог как-то меняется, живет во времени, хотя и не позволяют судить об этом изменении, превосходящем всякое понимание. Что же касается слова «совершенствуется» я вовсе на нем не настаиваю и не пытаюсь его защищать. Придумайте какое угодно другое слово; дело не в слове, а в правильном его понимании. >> Доказательство того, что Бог неизменен, основано на философских умозаключениях эллинского толка, а не на Писании. Эта философия не выдерживает критики, и обсуждать ее, как мне кажется, нет особого смысла. > > В Писании описано далеко не все, а особенно про божественную природу. Я утверждаю, что в Писании имеется достаточно информации для ответа на рассматриваемый вопрос. Что касается Божественной природы, то она, конечно-же неизменна. Следовательно, нужно еще спросить, действительно ли Иоанн Дамаскин имеет в виду абсолютную неизменность Бога, или только неизменность Его природы. Внимательно прочитав соответствующие места, я прихожу к выводу, что он имеет в виду только эту вторую неизменность. Смотрите, неизменности Бога он противопоставляет изменчивость ангелов, душ и телесной природы. Он говорит, что постигаемое только умом, то есть ангелы и души, и демоны, «изменяется по собственной воле, и преуспевающей в прекрасном, и удаляющейся от прекрасного, и напрягающейся, и ослабевающей» (книга 1, глава 3). Конечно, в этом отношении Бог остается неизменным: Он не удаляется от прекрасного (как души и демоны), и воля Его не напрягается и не ослабевает. Далее, о телесной природе Иоанн пишет: «Остальное же [изменяется] по причине как рождения, так и уничтожения, как увеличения, так и уменьшения, как перемены относительно качества, так и движения с места на место» (там же). Понятно, что Богу совершенно не присущи такого рода изменения. Поэтому, как я полагаю, Иоанн Дамаскин выражает взгляд, согласно которому Бог не претерпевает никаких изменений в отношении Своей природы. С этим взглядом я полностью согласен.
- Re (4): Замечательно! Алексей Чумаков, православный христианин, 01:11 09 июня 2001 (0)
- Re (5): Замечательно! Candide, православный христианин, 02:37 09 июня 2001 (0)
- Re (6): Замечательно! Алексей Чумаков, православный христианин, 04:44 09 июня 2001 (0)
- Когда формируются эмоции Бога? Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 01:09 09 июня 2001 (0)
- Re: Когда формируются эмоции Бога? Candide, православный христианин, 17:49 09 июня 2001 (0)
- Re (2): Когда формируются эмоции Бога? Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 21:57 09 июня 2001 (0)
- Пора остановиться Candide, православный христианин, 22:35 09 июня 2001 (0)
- Логика была заведомо ложная Тарас Тихомиров, Православный, 03:14 09 июня 2001 (0)
- А вообще логика применима? Rus, Язычник, 07:28 09 июня 2001 (0)
- Глубокая притча с философским подтекстом Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 11:39 09 июня 2001 (0)
- Это не притча. Rus, Язычник, 13:49 09 июня 2001 (0)
- Отстань, Пятачок, ты сам не знаешь, чего хочешь :) Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 14:10 09 июня 2001 (0)
- Детский сад какой-то. Rus, Язычник, 14:40 09 июня 2001 (0)
- На конкретные вопросы такие же ответы Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 22:05 09 июня 2001 (0)
- О СПОРАХ bary, православный христианин МП, 13:49 09 июня 2001 (0)
- О молчании Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 13:58 09 июня 2001 (0)
- Кстати об учительствовании Anton, Православный, РПЦ, 22:54 09 июня 2001 (0)
- Re: Кстати об учительствовании Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 23:37 09 июня 2001 (0)
- Что Вы, Виталий ! И в мыслях не было проводить параллели (-) Anton, Православный, РПЦ, 23:49 09 июня 2001 (0)
- Понял, понял :^) Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 00:40 10 июня 2001 (0)
- А сам? Rus, Язычник, 20:37 10 июня 2001 (0)
- Куда мне самому, я ж фанатик... Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 21:05 10 июня 2001 (0)
- Караул грабят! Rus, Язычник, 21:50 10 июня 2001 (0)
- Тише, а то менты прибегут Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 22:03 10 июня 2001 (0)
- Re: О молчании bary, православный христианин МП, 14:17 09 июня 2001 (0)
- Re (2): О молчании Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 14:30 09 июня 2001 (0)
- Re (3): О молчании Rus, Язычник, 16:36 09 июня 2001 (0)
- Re (4): О молчании Rus, Язычник, 16:42 09 июня 2001 (0)
- Я б запретил декретом Совнаркома // Писать о Родине бездарные стихи! Обскурант, христианин восточно-православной церкви (МП), 19:41 10 июня 2001 (0)
- Re (5): Янтарные плоды, русские долы и дали и прочие прелести из "окна на запад"... Вета, Православная, РПЦ МП, 08:42 10 июня 2001 (0)
- Re (5): О молчании Щурко Виталий, Православный, УПЦ МП, 20:57 09 июня 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]