Re (4): Замечательно!


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 01:11:21 09/06/2001
в ответ на: Re (3): Замечательно!, отправлено Candide, православный христианин, 16:13:26 08/06/2001
 
>> Ну как Он может меняться, будучи совершенным во всем, что Ему присуще? Всякое изменение с необходимостью привело бы к несовершенству.
 
>
 
> Рассмотрим это умозаключение.  Если нечто или некто является совершенным в своем роде, то всякое его изменение с необходимостью приводит к несовершенству.  Правильно ли я Вас понял?
 
 
Да.
 
 
> Итак, если Христос — совершенный Человек, то всякое Его изменение как человека должно приводить к несовершенству.  Верно?  Конечно, это неверно.
 
 
Я не говорил об ограниченной и тварной природе, какова природа человеческая. Ей свойственно, например, изменение и развитие, в отличие от природы Бога. То что Христос — совершенный человек означает, в данном контексте, что ему присуще все без исключения, что свойственно человеческой природе (кроме греха). Я же имел ввиду предмет нашего обсуждения, природу божественную.
 
 
> Одинаково ли мы понимаем слово «совершенный»?  Совершенный — значит не имеющий никакого недостатка или порока, целостный по природе.
 
 
Совершенно благой, совершенная любовь, совершенное знание, совершенность во всех отношениях не может подлежать развитию или совершенствованию по определению — это все равно как к бесконечности что-то прибавлять или убавлять.
 
 
>> А какой именно — Вам объяснить не удается (я честно пытался понять). Самое близкое, что приходит на ум, это что любое действие Вы неразрывно связываете с изменением действующего. Это скорее всего от своебразного антропоморфизма и принятия что «действие равно противодействию».
 
>
 
> Бог имеет жизнь, Он живет.  Он сначала радуется о том, что создал человека, а затем скорбит в сердце Своем о том же самом.  Эти и многие другие свидетельства о Боге в Писании говорят мне о том, что Бог как-то меняется, живет во времени, хотя и не позволяют судить об этом изменении, превосходящем всякое понимание.
 
 
Это совершенно неправославное понимание Писания, не святоотеческое, антропоморфическое.
 
 
>>> Доказательство того, что Бог неизменен, основано на философских умозаключениях эллинского толка, а не на Писании.  Эта философия не выдерживает критики, и обсуждать ее, как мне кажется, нет особого смысла.
 
>>
 
>> В Писании описано далеко не все, а особенно про божественную природу.
 
>
 
> Я утверждаю, что в Писании имеется достаточно информации для ответа на рассматриваемый вопрос.  
 
 
Это так, но надо для этого иметь ум Христов, какой имели св. Отцы.
 
 
>Что касается Божественной природы, то она, конечно-же неизменна.
 
> Следовательно, нужно еще спросить, действительно ли Иоанн Дамаскин имеет в виду абсолютную неизменность Бога, или только неизменность Его природы.  
 
 
Хотите ли Вы сказать, что Бог может сделать нечто несвойственное Его природе? Или Богочеловек может сделать нечто несвойственное природе человеческой и природе божественной? Но и во Христе божество и человечество соединились без всякого изменения, смешения, разделения, без изменения Божественной природы — но в восприятием человечества в ипостась Слова.
 
 
> Поэтому, как я полагаю, Иоанн Дамаскин выражает взгляд, согласно которому Бог не претерпевает никаких изменений в отношении Своей природы.  С этим взглядом я полностью согласен.
 
 
Это хорошо. Остается понять, что же такое может быть переменным в Боге, кроме Его природы?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]