Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 01:11:21 09/06/2001в ответ на: Re (3): Замечательно!, отправлено Candide, православный христианин, 16:13:26 08/06/2001>> Ну как Он может меняться, будучи совершенным во всем, что Ему присуще? Всякое изменение с необходимостью привело бы к несовершенству. > > Рассмотрим это умозаключение. Если нечто или некто является совершенным в своем роде, то всякое его изменение с необходимостью приводит к несовершенству. Правильно ли я Вас понял? Да. > Итак, если Христос совершенный Человек, то всякое Его изменение как человека должно приводить к несовершенству. Верно? Конечно, это неверно. Я не говорил об ограниченной и тварной природе, какова природа человеческая. Ей свойственно, например, изменение и развитие, в отличие от природы Бога. То что Христос совершенный человек означает, в данном контексте, что ему присуще все без исключения, что свойственно человеческой природе (кроме греха). Я же имел ввиду предмет нашего обсуждения, природу божественную. > Одинаково ли мы понимаем слово «совершенный»? Совершенный значит не имеющий никакого недостатка или порока, целостный по природе. Совершенно благой, совершенная любовь, совершенное знание, совершенность во всех отношениях не может подлежать развитию или совершенствованию по определению это все равно как к бесконечности что-то прибавлять или убавлять. >> А какой именно Вам объяснить не удается (я честно пытался понять). Самое близкое, что приходит на ум, это что любое действие Вы неразрывно связываете с изменением действующего. Это скорее всего от своебразного антропоморфизма и принятия что «действие равно противодействию». > > Бог имеет жизнь, Он живет. Он сначала радуется о том, что создал человека, а затем скорбит в сердце Своем о том же самом. Эти и многие другие свидетельства о Боге в Писании говорят мне о том, что Бог как-то меняется, живет во времени, хотя и не позволяют судить об этом изменении, превосходящем всякое понимание. Это совершенно неправославное понимание Писания, не святоотеческое, антропоморфическое. >>> Доказательство того, что Бог неизменен, основано на философских умозаключениях эллинского толка, а не на Писании. Эта философия не выдерживает критики, и обсуждать ее, как мне кажется, нет особого смысла. >> >> В Писании описано далеко не все, а особенно про божественную природу. > > Я утверждаю, что в Писании имеется достаточно информации для ответа на рассматриваемый вопрос. Это так, но надо для этого иметь ум Христов, какой имели св. Отцы. >Что касается Божественной природы, то она, конечно-же неизменна. > Следовательно, нужно еще спросить, действительно ли Иоанн Дамаскин имеет в виду абсолютную неизменность Бога, или только неизменность Его природы. Хотите ли Вы сказать, что Бог может сделать нечто несвойственное Его природе? Или Богочеловек может сделать нечто несвойственное природе человеческой и природе божественной? Но и во Христе божество и человечество соединились без всякого изменения, смешения, разделения, без изменения Божественной природы но в восприятием человечества в ипостась Слова. > Поэтому, как я полагаю, Иоанн Дамаскин выражает взгляд, согласно которому Бог не претерпевает никаких изменений в отношении Своей природы. С этим взглядом я полностью согласен. Это хорошо. Остается понять, что же такое может быть переменным в Боге, кроме Его природы?
- Re (5): Замечательно! Candide, православный христианин, 02:37 09 июня 2001 (0)
- Re (6): Замечательно! Алексей Чумаков, православный христианин, 04:44 09 июня 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]