Отправлено Candide, православный христианин, 02:37:25 09/06/2001в ответ на: Re (4): Замечательно!, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 01:11:21 09/06/2001>> Одинаково ли мы понимаем слово «совершенный»? Совершенный значит не имеющий никакого недостатка или порока, целостный по природе. > > Совершенно благой, совершенная любовь, совершенное знание, совершенность во всех отношениях не может подлежать развитию или совершенствованию по определению это все равно как к бесконечности что-то прибавлять или убавлять. Опять Вы не о том. Не могу понять, почему Вы меня не понимаете... Совершенно благой не может стать более благим это верно. Совершенство в каком-либо отношении не может возрастать верно. Но совершенный может просто жить, меняться не становясь от этого несовершенным. Вот о чем речь. Христос разве не был совершенно благим? Совершенно любящим? Совершенно знающим? Я не сомневаюсь, что был. И вот, совершенно благой, совершенно любящий и совершенно знающий Иисус Христос тем не менее жил и менялся во времени, не переставая быть совершенным во всех этих отношениях. Мне совершенно непонятно, почему Вы всякое изменение рассматриваете с точки зрения уменьшения или увеличения совершенства. Это, по-моему, совершенно неправильно. Допустим, Вы любящий отец, и сын Ваш радует Вас своей праведностью. Но спустя какое-то время он совершает неправедные дела и огорчает Вас. Еще спустя какое-то время он обращается и раскаивается в своих неправедных делах, и Вы снова радуетесь, еще больше прежнего. Ваше душевное состояние постоянно меняется, но разве Вы становитесь от этого менее или более совершенным? >> Бог имеет жизнь, Он живет. Он сначала радуется о том, что создал человека, а затем скорбит в сердце Своем о том же самом. Эти и многие другие свидетельства о Боге в Писании говорят мне о том, что Бог как-то меняется, живет во времени, хотя и не позволяют судить об этом изменении, превосходящем всякое понимание. > > Это совершенно неправославное понимание Писания, не святоотеческое, антропоморфическое. Это нужно доказывать. >> Я утверждаю, что в Писании имеется достаточно информации для ответа на рассматриваемый вопрос. > > Это так, но надо для этого иметь ум Христов, какой имели св. Отцы. Совершенно верно! >>Что касается Божественной природы, то она, конечно-же неизменна. >> Следовательно, нужно еще спросить, действительно ли Иоанн Дамаскин имеет в виду абсолютную неизменность Бога, или только неизменность Его природы. > > Хотите ли Вы сказать, что Бог может сделать нечто несвойственное Его природе? Или Богочеловек может сделать нечто несвойственное природе человеческой и природе божественной? Конечно нет! Откуда такая мысль у Вас вообще возникла? >> Поэтому, как я полагаю, Иоанн Дамаскин выражает взгляд, согласно которому Бог не претерпевает никаких изменений в отношении Своей природы. С этим взглядом я полностью согласен. > > Это хорошо. Остается понять, что же такое может быть переменным в Боге, кроме Его природы? Ну что же, еще раз повторю, раз это неясно. Когда мы обращаемся к Богу от наших грехов с искренним покаянием Он радуется о нас. Когда же мы оставляем Бога и пускаемся в совершение грехов Он огорчается о нас. Вот изменения в Боге, которые никоим образом не затрагивают Его природы.
- Re (6): Замечательно! Алексей Чумаков, православный христианин, 04:44 09 июня 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]