Re (5): Замечательно!


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, православный христианин, 02:37:25 09/06/2001
в ответ на: Re (4): Замечательно!, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 01:11:21 09/06/2001
 
>> Одинаково ли мы понимаем слово «совершенный»?  Совершенный — значит не имеющий никакого недостатка или порока, целостный по природе.
 
>
 
> Совершенно благой, совершенная любовь, совершенное знание, совершенность во всех отношениях не может подлежать развитию или совершенствованию по определению — это все равно как к бесконечности что-то прибавлять или убавлять.
 
 
Опять Вы не о том.  Не могу понять, почему Вы меня не понимаете...
 
Совершенно благой не может стать более благим — это верно.
 
Совершенство в каком-либо отношении не может возрастать — верно.
 
Но совершенный может просто жить, меняться — не становясь от этого несовершенным.  Вот о чем речь.
 
Христос разве не был совершенно благим?  Совершенно любящим?  Совершенно знающим?  Я не сомневаюсь, что был.  И вот, совершенно благой, совершенно любящий и совершенно знающий Иисус Христос тем не менее жил и менялся во времени, не переставая быть совершенным во всех этих отношениях.
 
Мне совершенно непонятно, почему Вы всякое изменение рассматриваете с точки зрения уменьшения или увеличения совершенства.  Это, по-моему, совершенно неправильно.
 
Допустим, Вы — любящий отец, и сын Ваш радует Вас своей праведностью.  Но спустя какое-то время он совершает неправедные дела и огорчает Вас.  Еще спустя какое-то время он обращается и раскаивается в своих неправедных делах, и Вы снова радуетесь, еще больше прежнего.  Ваше душевное состояние постоянно меняется, но разве Вы становитесь от этого менее или более совершенным?
 
 
>> Бог имеет жизнь, Он живет.  Он сначала радуется о том, что создал человека, а затем скорбит в сердце Своем о том же самом.  Эти и многие другие свидетельства о Боге в Писании говорят мне о том, что Бог как-то меняется, живет во времени, хотя и не позволяют судить об этом изменении, превосходящем всякое понимание.
 
>
 
> Это совершенно неправославное понимание Писания, не святоотеческое, антропоморфическое.
 
 
Это нужно доказывать.
 
 
>> Я утверждаю, что в Писании имеется достаточно информации для ответа на рассматриваемый вопрос.  
 
>
 
> Это так, но надо для этого иметь ум Христов, какой имели св. Отцы.
 
 
Совершенно верно!  
 
 
>>Что касается Божественной природы, то она, конечно-же неизменна.
 
>> Следовательно, нужно еще спросить, действительно ли Иоанн Дамаскин имеет в виду абсолютную неизменность Бога, или только неизменность Его природы.  
 
>
 
> Хотите ли Вы сказать, что Бог может сделать нечто несвойственное Его природе?  Или Богочеловек может сделать нечто несвойственное природе человеческой и природе божественной?
 
 
Конечно нет!  Откуда такая мысль у Вас вообще возникла?
 
 
>> Поэтому, как я полагаю, Иоанн Дамаскин выражает взгляд, согласно которому Бог не претерпевает никаких изменений в отношении Своей природы.  С этим взглядом я полностью согласен.
 
>
 
> Это хорошо. Остается понять, что же такое может быть переменным в Боге, кроме Его природы?
 
 
Ну что же, еще раз повторю, раз это неясно.  Когда мы обращаемся к Богу от наших грехов с искренним покаянием — Он радуется о нас.  Когда же мы оставляем Бога и пускаемся в совершение грехов — Он огорчается о нас.  Вот изменения в Боге, которые никоим образом не затрагивают Его природы.  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]