Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 17:05:16 14/06/2001:> К слову сказать старобрядцы, кроме того, что раскольники, были самыми настоящими еретиками. Например, Аввакум учил, что у Троицы три существа, что Дары прелагаются на проскомидии (!), что Христос вместе с телом сходил во ад и пр. Так что он был, кроме того, что расколоучитель, еще и ересиарх. > >Позвольте спросить для уточнения, по каким догматико-каноническим основаниям Вы считаете всех староверов раскольниками, да к тому же еще и еретиками? Канонические основния следующие. Прот. Аввакум, будучи (за участие в деле Ивана Неронова) временно отстранен патр. Никоном от служения в родной церкви, составил самочинное сборище и начал служить в бане у своего знакомого. За что, совершенно справедливо, был, согласно 13-15 правилам Двукратного собора извержен из сана, а составившие вместе с ним самочинное сборище были отлучены от Церкви. Это отлучение с тех пор распространяется на всех его последователей еще до всякого собора 1667 г и вне связи с ним. О ереси см. ниже. >Для того чтобы судить по данным «писаниям Аввакума» о его еретичности, а также всех староверов, все же для начала неплохо было бы ознакомиться по данному вопросу из литературы самих староверов, среди которых никогда не было единства. >Те беспоповцы, которые ведут свою традицию от насельников Соловецкого монастыря (поморцы, федосеевцы) всегда считали данные мнения Аввакума сомнительными или подложными. Сведения о «еретических» мнениях Аввакума, сообщенные еп. Димитрием Ростовским и еп. Питиримом, были подвергнуты сомнению Семеном Денисовым, братом Андрея Денисова (один из основателей Выговского общежительства, автор известных «Поморских ответов»), который прямо обвиняет епп. в том, что они «неправедными наношеньми неистинныя баснословия сшивати на вседобляго тщатся». Симеон Денисов в своей книге «Виноград Российский» (к сожалению нет под рукой) убедительно обосновывает непричастность Аввакума к данным ересям, ссылаясь на официальные обличения Аввакума господствующей церковью (Члены Соборов 1666-67 гг., Никон, авторы «Жезла Правления», «Увета Духовнаго» и др.). Также он приводит в основание своего доказательства отсутствие споров среди староверов во время жизни Аввакума об его «еретических» мнениях. И др. доказательства. Вот и видна цена писаниям Денисова. Именно при жизни Аввакума между ним и дьяконом Феодором происходили ожесточенные распри по богословским вопросам вплоть до взаимного «анафематствования». Они обвиняли (и совершенно справедливо) друг друга в различных неправославных мнениях. >«Еретические учения» Аввакума имеют началом своего происхождения «Аввакумовские письма», якобы привезенные на Керженец (где в основном находилось поповское согласие) вдовой казненного попа Лазаря Домницей, в 80-90-х годах XVII в. Там же и разгорелась многолетняя полемика между поповцами об истинности этих писем, защитником которых был Онуфрий (основатель секты «онуфриеевцев», которая впрочем, имела недолгое существование). Из этой полемики и взяты были «сведения» для обличения Аввакума во всевозможных ересях Дмитрием Ростовским и Питиримом. Все ереси Аввакума, а также многих других вождей раскола: дьякона Феодора, попа Лазаря и пр., взяты не из обличающей расколы литературы, а из их собственных сочинений, подлинность которых ни у кого не вызывает сомнений. Раскол без всякого сомнения был вызван серьезными догматическими вопросами триадологическими и христологическими, по сравнению с которыми «двоеперстие» и «сугубое алилуйя» были ничего не значащими мелочами. Причем еретиками были именно вожди раскола. «Старина», за которую они держались, например, латинское учение о времени пресуществления (принимаемое всеми без исключения вождями раскола) , была, на самом деле, отголоском старых латинских влияний, от которых Церковь успешно пыталась избавиться и окончательно избавилась на Московском Соборе 1690 г., когда все эти латинские учения были анафематствованы патр. Иоакимом. Недаром, раскольники вместе со стрельцами составили на него заговор под руководством Феодора Шакловитого и выученика иезуитов и Симеона Полоцкого Сильвестра Медведева и т. д.
- Re (2): старообрядцы и латинство Игорь Кузьмин, невоцерковленный верующий, 19:26 15 июня 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]