Re (4): Имяславие. Еп. Никон и анафемы Собора 1351 г.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 19:28:02 21/06/2001
в ответ на: Re (3): Имяславие. Попытка обсуждения, отправлено Димитрiй, православный, 17:15:25 21/06/2001
 
Давайте, с чего-нибудь начнем. С чего-нибудь значимого во всей этой истории. Например, с воззрений архиеп. Никона.
 
 
> Для характеристики «увещеваний» архиеп. Никона вкупе с проф. Троицким в монастыре — только один небольшой эпизод из речи архиеп. Никона в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря:
 
> «Вы, — продолжал архипастырь, потрясая посохом, — каждое имя считаете за Бога. Так я скажу вам, что каждое имя Божие не есть Бог. Имя Иисуса не есть Бог. И червяку имя только «червяк», а вы, пожалуй, скажете: «и червяк — Бог». Сын есть меньше Отца. Сам Иисус сказал, что «Отец есть более Меня». Вы скажите, что у вас и Христос — Бог..."
 
> В это самое время проф. Троицкий говорит на ухо архиепископу Никону: Владыко, Христос — Бог! И на отпуске (sic! ): «Христос истинный Бог наш...».
 
> Слышится ропот из рядов монахов, но владыка Никон, стуча о пол архипастырским посохом, кричит:
 
> — Никто не смей мне возражать. Даже Англия и Франция так веруют, как я говорю...» (Русское Слово, 1913, 9 июля).
 
>А Ваше мнение о газете «Русское Слово»? Полюбопытствуйте, что это за газета! Вы не замечаете, что православного архиерея делают даже не еретиком, а эдаким бурсаком-недоучкой. Он что же, даже катехизис Св. Филарета не читал?
 
 
А давайте сами, беспристрастно, разберемся во взглядах архиеп. Никона и в том, что он читал. У Вас описанная выше история вызывает сомнение? Возьмем что-нибудь из сочинений ахиеп. Никона, которые сомнения не вызывают. Например, его статью «Великое искушение около святейшего имени Божия».
 
 
Вот характерная фраза, открывающая существо его воззрений.
 
 
"Мы — существа ограниченные, а Бог неограничен, непостижим для нашего ума, необъятен для нашего слова. По благости Своей Он открывает Себя в слове человеческом, но всякое слово наше остается ограниченным и
 
условным".
 
 
Как же это Бог открывает Себя в слове, если слово все-таки остается условным? Значит, и откровение Его мнимо. Никон кощунствует по отношению к Писанию. Разве слово Божие мнимо? Разве иллюзия, что Бог открывает Себя в Евангелии? На самом деле, Никон в точности повторяет идеи еретика Варлаама (а до того — иконоборцев). Согласно ним, Бог реально не присутствует ни в словах Писания, ни в иконах. Они «всего лишь» идеи, необходимые подпорки для нашего ума, а реальность Божества в них не присутствует. Прочтите эту статью. Она вся написана именно об этом. Вот, например,
 
 
«Но если бы нашлось на языке человеческом слово или в мысли нашей представление, во всей полноте объемлющее в себе все свойства и совершенства Божий, и тогда это была бы только идея о Боге, только благоговейная мысль о Нем, наше субъективное представление... Если угодно — это был бы только мысленный образ Божий, духовная умопредставляемая икона Его, а не Сам Он.»
 
 
Как будто и не было нескольких веков борьбы за иконопочитание и против варлаамской ереси! А разве энергии Божии, почивающие на иконах и в словах Писания, не Сам Бог? В каждой из энергий Божиих действует Сам Бог, весь, во всей Своей полноте. Это аксиома для свв. Григория Паламы,  Феодора Студита и вообще для православных, начиная, по крайней мере, с преп. Максима Исповедника. Иконы поэтому Отцы (свв. Феодор Студит, Иоанн Дамаскин...) неоднократно называют Самим Богом, а Имя Божие, открывающееся нам в Писании, эту «умопредставляемую икону Его», мы не должны называть Самим Богом! Вот еще,
 
 
 
«Повторяю: для нас имя Божие есть только слабая тень одного из свойств или состояний Божиих, отмеченная в нашем слове или мышлении; мы и тени воздаем должное почитание, как иконе, ибо и тень апостола Петра исцеляла болящих; но не дерзаем отожествлять сию тень с Самим Богом и говорить, что «имя Божие есть Бог»».
 
 
Позвольте, а чему же мы тогда «воздаем должное почитание»? Если не Богу, а тени, как пишет еп. Никон, то тогда мы идолопоклонники. А если все-таки Богу, то тогда Он присутствует и в тени ап. Петра, и в иконах, и в Именах Писания. Присутствует весь, целиком, ведь Бог не разделяем на составные части, хотя в Нем и сохраняется боголепное различие между сущностью и  энергиями, как пишет Собор 1351 г., анафемы которого относятся в полной мере к архиеп. Никону.
 
 
Почитайте статью. Попробуйте оценивать людей и события с отеческой, а не с политической или, например, национальной точки зрения.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]