Re: Иконы, слова Писания = Сам Бог ???


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 17:16:50 25/06/2001
в ответ на: Иконы, слова Писания = Сам Бог ???, отправлено Candide, православный христианин, 03:25:01 23/06/2001
 
> Поэтому слова Писания и иконы мы имеем право и обязаны вслед за Отцами называть Самим Богом. Тварные оболочки (буквы, звуки, доска, краски) нам нисколько не мешают этого делать, так мы обращаемся и обожествляем не их, а энергии и действующего в них Бога.
 
>Я просто очень удивлен Вашим словам. Какие отцы называли иконы и слова Писания «Самим Богом»? Приведите цитаты, если можно.
 
>Я считаю, что ни иконы, ни слова Писания нельзя назвать «Самим Богом».
 
 
В эпоху, последующую 7-му Вселенскому собору, новый виток иконоборчества (так называемое 2-е иконоборчество) взывал и новый виток полемики против него. Если и раньше, достаточно осторожно, православные называли иконы Богом, например, преп. Иоанн Дамаскин:
 
 
“Если некто написал Христа распятого на иконе и кто-то спросит его: “Кто это?”, то он ответит: “Христос Бог наш, ради нас ставший человеком"" (Слово 1, 67).
 
 
то теперь учение об этом стало одним (хотя и не самым главным) из направлений полемики. См., например, преп. Феодор Студит в своих Антирритиках против иконоборцев.
 
 
“Если исследовать отпечаток изображенного лица, то икону называют “Христом” или “образом Христа”,— “Христом” по причине идентичности имени, “образом Христа” из-за отношения (к изображению Христа)” (PG 99, 34 1 ВС).
 
 
“В отношении имени изображение сходно с первообразом, равно как и в отношении чести и поклонения, по природе же совершенно обособлено от него. Поэтому, какими именами назван Иисус Христос, такими же называется и Его изображение. Если назовем Христа Господом славы, то и Его изображение равным образом называется Господом славы. Если назовем Христа Божиею силою и Божиею премудростию, то и Его изображение точно таким же образом называется Божиею силою и Божиею премудростию. Если назовем Христа Сыном человеческим, то Сыном же Человеческим совершенно одинаково называется и Его изображение. Поэтому, коль скоро сам Бог слово говорит: Аз есмь свет миру (Иоанн 8, 12), то же самое могло бы сказать посредством надписания и Его изображение. Равным образом, если Христос говорит: Мне поклонится всяко колено, небесных, земных, и преисподних,— то это могло бы сказать чрез надписание и Его изображение. Далее,— так как Христос говорит: Аз есмь воскресение и живот (Иоанн. 14, 6),— то же самое могло бы сказать посредством надписания и Его изображение. И какими бы именами ни обозначался Спаситель в боговдохновенном Писании, (каждым из них) может быть названо и Его изображение" (Антирритика 2, 17).
 
 
Учение об этом достаточно ясно присутствует в писаниях Отцов-иконопочитателей, хотя и не акцентируется ими, так сказать, с тактической точки зрения: чтобы избежать лишних обвинений в иодолопоклонстве со стороны иконоборцев. Но все же Отцы достаточно ясно называют отвергающих это учение еретиками. Св. Феодор Студит:
 
 
“Если кто описание телесного вида Слова не называет изображением Христа, или Христом, по одинаковому наименованию, но называет идолом заблуждения, тот — еретик” (Антирритике 1, 20).
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]