А я хочу объяснить


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Lux, православный, 00:05:03 29/06/2001
в ответ на: Просто хочу понять, отправлено Candide, православный христианин, 18:38:33 28/06/2001
 
>> Вот, кстати, что пишет Иоанн Дамаскин ("Точное изложение православной веры", глава XIII):
 
>>
 
>> Телесное место есть граница объемлющего, которой замыкается то, что объемлется; как, например, воздух объемлет, тело же объемлется. <…> Есть же и духовное место, где мысленно представляется и где находится духовная и бестелесная природа; где именно она пребывает и действует, и не телесным образом объемлется, но духовным образом. Ибо она не имеет внешнего вида для того, чтобы быть объятою телесным образом. Следовательно, Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте. <…> Итак, местом Божиим называется то, которое больше причастно Его деятельности и благодати.
 
>>
 
>
 
> Я подчеркнул важные слова.  Итак, Бог не находится в телесном месте, ни в храме, ни в иконах, о чем я и говорил.  Иконы и храм служат для нас лишь напоминанием и средством обращения к Богу.
 
 
Я, право, не знаю, как еще понятнее обьяснить. Понятие пребывания где-либо имеет разные оттенки. Человек может физически находиться в одном месте, а сердцем и душой — в другом. Физически, если уместно так выразиться, Бог находится везде. Точнее, нет такого места, где Его бы не было. А духовное его нахождение неповсеместно (см. Дамаскина). Если Вам больше по душе поэтические образы сформулирую иначе. Говоря, что Бог находится в храме, мы имеем в виду, что там-то мы его и находим, обретаем. То есть, пребывает Он везде, а находится нами только в определенных местах и предметах.
 
Да простится мне цитирование детского анекдота для иллюстрации. Ночь. Под фонарным столбом ползает на коленях подвыпивший гражданин и что-то ищет. Припозднившийся прохожий интересуется у него, что, дескать, потеряли. Оказывается, ключи. Прохожий выражает сомнение в том, что ключи были обронены именно в этом месте. Нетрезвый гражданин с ним соглашается, но объясняет, что под фонарем светлее и поэтому он здесь и ищет... А если бы ключи были равномерно разбросаны по всему миру, где же их и искать, как не под фонарем? Хотя они и везде пребывают, но только здесь находятся. Символизм фонаря я здесь не буду раскрывать. Слишком сложная тема.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]