краткое и посильное объяснение сложных моментов христологии


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений, Православный, РПЦ, 12:47:33 29/06/2001
в ответ на: Обожено ли человечество Христа до Воскресения?, отправлено OlegVM, православный, 17:30:29 28/06/2001:

 
>Обожено ли человечество Христа до Распятия и Воскресения? Как избежать афтардокетизма? Оставили ли божественные энергии человечество Христа на Кресте? Если нет, то что означают слова Христа о богооставленности?
 
 
Вот хорошая (троякая) формула для объяснения (конечно, приблизительного) всех этих сложных моментов христологии. Адам был тленен по природе (то есть по логосу природы) , но нетленен по способу бытия, то есть по благодати. Так же Христос был тленен по человеческой Своей природе, но нетленен по способу бытия в Ипостаси Логоса. По этому способу бытия Он так же не был смертен, не был подвержен действию стихий, и по человечеству Своему обладал всеведением и пр. Но все это смерть, подверженность стихиям, неведение, все последствия Адамова падения Он воспринял добровольно, чтобы, ради нашего спасения, взять на Себя все самые стесненные условия человеческого существования, но тления не воспринял.
 
 
Поэтому...
 
 
>Обожено ли человечество Христа до Распятия и Воскресения?
 
Разумеется, человечество Христа с момента Воплощения было обожено, как находящееся в ипостаси Логоса (то есть по способу бытия в ипостаси Логоса, см. выше). Соответственно этому человечество Христа, хотя по природе тленное, но вследствие бытия в ипостаси Логоса было нетленным, не подверженным стихиям и пр.
 
 
>Как избежать афтартодокетизма?
 
 
Тем не менее, подверженность стихиям, неукоризненным страстям и пр. Христа не была призрачной, как утверждали афтартодокеты, так все это Он, будучи свободен от этого по способу бытия и обстоятельствам рождения, тем не менее, взял на Себя добровольно — ради нашего спасения, чтобы воспринять на Себя все самые стесненные условия человеческого существования вплоть до богооставленности и смерти.
 
 
>Оставили ли божественные энергии человечество Христа на Кресте? Если нет, то что означают слова Христа о богооставленности?
 
 
Ну конечно, оставили. Не ложны слова Господа на Кресте. Его человечество, оставаясь в ипостаси Логоса, было добровольно лишено Им божественных энергий, чтобы достигнуть предела нашей богооставленности, а иначе не могло бы и вкусить смерти. Это Он и выразил в Своих словах: «Вскую, Господи, Мя оставил еси», — чтобы не оставить и нас без понимания этой тайны.
 
 
До того, в Гефсимании, Господь проявил по человечеству Своему и страх смерти, ведь страх смерти принадлежит природе человека. Но тот страх смерти, который мы проявляем невольно, не ведая воли Божией и противясь ей, служит нам к укоризне, а тот страх смерти, который Господь проявил по Своей воле (как и все прочие воспринятые Им человеческие немощи), ради нашего спасения, служит Господу к славе.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]