Re: Имя Иисус является ли общей энергией Троицы?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 11:10:26 02/07/2001
в ответ на: Имя Иисус является ли общей энергией Троицы?, отправлено OlegVM, православный, 10:32:04 02/07/2001:

 
> Имя Иисус относится к Богу-Сыну. Если Имя является Божественной энергией, то получается, что Имя Иисус является общей энергией всех Божественных Лиц? Нет ли здесь противоречия?
 
 
Имя Иисус относится к воплотившемуся Богу-Слову, Богочеловеку. Действие же обще для божественной природы (по проявляемым свойствам и познается природа), те для Трех ипостасей единого Бога. Больше ипостасей божественной природы не имеется, и человечество, насколько я понимаю, воспринимается в ипостась воплощенного Сына Божия, по общности нашей природы человеческой природе Христа. Насчет того, действует ли в имени Иисуса божество, конечно, может действовать: призываем Сына Божия, чтобы помиловал нас. В этом смысле имя неотделимо от Него. «Едина сила, едино существо — едино Божество» и действие божественное тоже едино — «вся соделавый Сыном содейством святаго Духа».
 
 
Вот в этой связи мне интересно бы узнать, какова, собственно, роль Св. Духа, потому как возникает такое смутное ощущение что это самое энергетическое богословие вполне может без него обойтись. Вообще, в чем богословская потребность в рассуждениях о божественном действе? Мне казалось, что самое главное тут следующее: утверждение реальности причастия тварного нетварному, без тварных посредников — т.е. непосредственное действие Бога (так можно сказать проскольку божественные энергии нетварны, это Сам Бог действует). Введение тварной благодати богословски опасно тем что делает Бога как бы отдельным, «где-то там», недоступным для прямого общения. Собственно это и есть то, чему противостали св. Григорий Палама и остальные. Но в рассуждениях о божественном действии опасно и как бы подсознательное отделение и обезличивание этих самых «энергий», действия, когда то, что призвано для соединения нас с Богом (Его действием, энергиями) становится как бы само по себе «заряжено» — тут и «икона» и «имя» и святые — приходится заявить что это все «сам Бог», и совершенно непонятно, как после этого молиться «святый отче ΝΝ, моли Бога о нас», если этот самый святой уже «сам Бог». И в иконопочитании уже непонятно, к какому такому Первообразу восходить  - если образ это «сам Бог», тоже самое и в богословии — понятие о Боге это тоже «сам Бог».  И чего настырно призывать Св. Духа, когда тут этими самыми энергиями все кишмя кишит. Иначе говоря, тут явная опасность постепенного сползания в этакий панентеизм. Ведь энергии Божиии, действие, хоть и причаствуемы, но также непостижимы  - они нетварны, как нетварен Бог. Как только они обретают в нашем сознании некую самостоятельность от Божественных Лиц, коих Три, они воспринимаются как этакое вполне тварное духовное «электричество», а это, в свою очередь, имеет многие и далеко идущие нездоровые последствия, например экклезиологические. Вот, на мой взгляд, основные опасности которые  стоило бы обойти.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]