Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 11:10:26 02/07/2001в ответ на: Имя Иисус является ли общей энергией Троицы?, отправлено OlegVM, православный, 10:32:04 02/07/2001:> Имя Иисус относится к Богу-Сыну. Если Имя является Божественной энергией, то получается, что Имя Иисус является общей энергией всех Божественных Лиц? Нет ли здесь противоречия? Имя Иисус относится к воплотившемуся Богу-Слову, Богочеловеку. Действие же обще для божественной природы (по проявляемым свойствам и познается природа), те для Трех ипостасей единого Бога. Больше ипостасей божественной природы не имеется, и человечество, насколько я понимаю, воспринимается в ипостась воплощенного Сына Божия, по общности нашей природы человеческой природе Христа. Насчет того, действует ли в имени Иисуса божество, конечно, может действовать: призываем Сына Божия, чтобы помиловал нас. В этом смысле имя неотделимо от Него. «Едина сила, едино существо едино Божество» и действие божественное тоже едино «вся соделавый Сыном содейством святаго Духа». Вот в этой связи мне интересно бы узнать, какова, собственно, роль Св. Духа, потому как возникает такое смутное ощущение что это самое энергетическое богословие вполне может без него обойтись. Вообще, в чем богословская потребность в рассуждениях о божественном действе? Мне казалось, что самое главное тут следующее: утверждение реальности причастия тварного нетварному, без тварных посредников т.е. непосредственное действие Бога (так можно сказать проскольку божественные энергии нетварны, это Сам Бог действует). Введение тварной благодати богословски опасно тем что делает Бога как бы отдельным, «где-то там», недоступным для прямого общения. Собственно это и есть то, чему противостали св. Григорий Палама и остальные. Но в рассуждениях о божественном действии опасно и как бы подсознательное отделение и обезличивание этих самых «энергий», действия, когда то, что призвано для соединения нас с Богом (Его действием, энергиями) становится как бы само по себе «заряжено» тут и «икона» и «имя» и святые приходится заявить что это все «сам Бог», и совершенно непонятно, как после этого молиться «святый отче ΝΝ, моли Бога о нас», если этот самый святой уже «сам Бог». И в иконопочитании уже непонятно, к какому такому Первообразу восходить - если образ это «сам Бог», тоже самое и в богословии понятие о Боге это тоже «сам Бог». И чего настырно призывать Св. Духа, когда тут этими самыми энергиями все кишмя кишит. Иначе говоря, тут явная опасность постепенного сползания в этакий панентеизм. Ведь энергии Божиии, действие, хоть и причаствуемы, но также непостижимы - они нетварны, как нетварен Бог. Как только они обретают в нашем сознании некую самостоятельность от Божественных Лиц, коих Три, они воспринимаются как этакое вполне тварное духовное «электричество», а это, в свою очередь, имеет многие и далеко идущие нездоровые последствия, например экклезиологические. Вот, на мой взгляд, основные опасности которые стоило бы обойти.
- Имя ипостаси является ли энергией? OlegVM, православный, 10:59 04 июля 2001 (0)
- Дополнительный вопрос. Можно ли называть Богом ипостасную идиому Божественной Ипостаси? OlegVM, православный, 15:48 04 июля 2001 (0)
- % "ипостасную идиому Божественной Ипостаси" следует называть "ипостасной идиомой Божественной... _Olga_, крещ РПЦ, 17:33 04 июля 2001 (0)
- Про обоженного человека нельзя сказать, что он человек по энергии OlegVM, православный, 17:42 04 июля 2001 (0)
- Re: Про обоженного человека нельзя сказать, что он человек по энергии alex, православный, 13:00 06 июля 2001 (0)
- Имя ипостаси является ли энергией? OlegVM, православный, 10:58 04 июля 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]