Re: О православных храмах


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Тарас Тихомиров, Православный, 20:36:00 03/07/2001
в ответ на: О православных храмах, отправлено Candide, православный христианин, 02:08:53 03/07/2001
 
> А вообще-то, наличие зданий, посвященных Богу, не является обязательным для христианства.
 
 
На осонвании этого:
 
 
«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.» (Коринф. 3:17)?
 
 
Казалось бы верно. И Христос говорил: «Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его,» говоря о Своем теле.
 
 
Но тем не менее Ветхозаветный Закон повелевает поклонение Храму не просто так. Храм — это место жертвоприношения Богу.
 
 
«Дом Иерусалима, избранного от всех колен Израиля, чтобы всем им приносить там жертвы, где освящен храм селения Всевышнего и утвержден во все роды навек» (Тов. 1:4)
 
 
«И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы.» (3 Царств 8:63)
 
 
До сих пор современные иудеи молятся в сторону своего предполагаемого храма.
 
 
Но в Новом Завете понятие жертвы наполняется новым смыслом и содержанием. Этой жертвой стал Сам Сын Божий, Который приноситься в жертву в каждом Православном храме при совершении Евхаристии. При этом евхаристическая Жертва не может быть принесена где угодно. «Таинством создана Церковь как Тело Христово, но Само Тело Христово может быть воспроизведено только в Нем же. Что, собственно, происходит на Литургии? Человек просто присутствует при совершении Христовой Жертвы? Он просто уведомляется о ее принесении, или эта Жертва (голгофская, равно как и литургическая) непосредственно касается его самого и внутренне меняет его? Вершинная молитва Литургии (эпиклесис) просит: »Господи, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия". Как видим, эпиклесис не есть лишь молитвенное призвание, совершаемое только ради таинственного преложения хлеба и вина. Эпиклесис есть также моление о том, чтобы все истинно приобщились к тайне Тела Христова. Человек, люди, собравшиеся в Церковь, — это первенствующий, важнейший предмет литургического освящения. Мы составляем «материю Таинства». Мы вошли в храм просто людьми. А должны стать Церковью — Телом Христовым. И мы просим о том, чтобы через хлеб и вино, пресуществленные в Тело и Кровь Христа, Господь соделал нас Телом Христовым." (о. Андрей Кураев. «Протестантам о Православии»)
 
 
Но почему же все-таки необходим именно храм, ведь после начала гонений на христиан со стороны иудеев христианам пришлось навсегда оставить Иерусалимский храм, который был в последствии разрушен? Евхаристия в то время совершалась в «священных собраниях» христиан по их домам. Но одновременно с этим Сам Господь установил новую форму храма, которой теперь стали катакомбы, где укрывались гонимые христиане для своих тайных собраний и евхаристии. «Типичный подземный христианский храм представлял собою прямоугольное продолговатое помещение, в восточной части которого была сделана полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этой ниши обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом для совершения таинства Евхаристии. Это — классический план православного христианского храма, сохранившийся и до наших дней.» ("ДОРОГА К ХРАМУ:
 
Происхождение христианского храма" — http://www.novgorod.ru/eparhia/articles/02.htm)
 
 
Именно с тех пор по воле Божией установилась священная традиция приносить бескровную жертву на алтаре с мощами мученников. Что считается обязательным и по сей день.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]