[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Crossader, православный (РПЦЗ), 23:58:24 03/07/2001
в ответ на:
Пардон, это каноническое правило!.., отправлено
В.Свирелин,
Православный, PПЦ, 22:48:52 03/07/2001
Господин Свирелин. У меня нет точной информации относительно Вашего вопроса. Остановлюсь лишь на некоторых цитатах из той статьи с сайта Александра Иванова, ссылку на которую я Вам давал. Я думаю, Вы поймете, что «практика» часто расходится с «теорией» чиноприятия. Потому я и можно назвать правило Василия Велкиого хоть и универсальным, но им тем не менее пользовались не всегда, а на каждый конкретный случай были какие-то изменения. Вы, дорогой, плохо читали статью. Сначала про Ариан и Несториан: Я позволю себе и еще несколько задержаться на практике и учении Древней Церкви. По церковным правилам ариан и несториан при принятии в Церковь не крестили, хотя сначала, когда еще не было соборных определений, некоторые ариан крестили. Ариан хоть помазывали миром, несториан же принимали просто через покаяние и отречение от ереси, по третьему чину. Неужели же ариане, осужденные и отлученные Вселенским Собором, все же оставались членами Церкви? Неужели их иерархия могла свершать крещение и преподавать в таинствах благодать Святого Духа? ....... Однако ариан при обращении к Церкви не крестили. Чем же был такой способ приема ариан в Церковь? Очевидно, он был лишь снисходительной церковной практикой и вовсе не был догматическим учением о том, будто ариане суть члены Вселенской единой Христовой Церкви, находящиеся лишь в видимом с нею разделении, и будто крещение, совершенное в арианской общине, было настоящим благодатным таинством. При явном еретичестве отлученного от Церкви общества Церковь принимала его членов без нового крещения. Этот факт убеждает в том, что Древней Церкви была совершенно чужда мысль, будто некоторые от нее отлученные все же остаются в Христовой Церкви и сохраняют благодать Святого Духа. Принимая некоторых еретиков и раскольников без крещения, принимая даже их иерархов в священном сане, Кафолическая Церковь продолжала только себя считать единой Христовой Церковью, исключительною обладательницей благодатных даров Святого Духа, и ничуть не думала этой своей практикой объявлять кафаров, донатистов, ариан, несториан и прочих своими членами, имеющими спасительные дары Святого Духа. Понять иначе церковную практику в отношении обращающихся еретиков и раскольников, думается, совершенно нельзя. Если бы в основе принятия еретиков без крещения лежала мысль о том, что они уже имеют благодатное крещение, то нужно было бы точно определить для всех отдельных Церквей обязательно, кто из еретиков имеет крещение и кто его не имеет. А этого-то и не было. Церковь допускала разнообразие практики по обстоятельствам места и времени, не разбираясь строго в догматическом учении еретиков [83]. Получается совершенно немыслимый вывод: по обстоятельствам места и времени Церковь меняла догматическое учение о своем единстве. Такой вывод, конечно, безусловно, недопустим, и потому следует согласиться с предлагаемым выше объяснением церковной практики. ........... Теперь, дорогой, про католиков, которых обычно еретиками не считают, а считаю схизматиками. В самом начале XII века сербский князь, отец Стефана Немани, вынужден был крестить своего сына латинским крещением, но потом перекрестил его по-православному, когда возвратился в Pacy [84]. Краковский епископ Матвей в письме от 1130 года к Бернарду, аббату Клевросскому, приглашает его заняться обращением русских в латинство и утверждает, что русские латинян перекрещивают [85]. Известно, как любезно был принят в Константинополе в 1147 году Мануилом I Людовик VII; однако описатели его похода на Восток Odo de Dioglio упоминают о том, что греки латинян перекрещивали. А теперь напоследок мнение Марка Ефесского. Все из той же статьи. “Благочестивые постановления, – пишет святой Марк Ефесский, – гласят: еретиками называются и подвергаются законам против еретиков также и те, которые в малом отступают от правоверия. И отчего мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? разумеется, оттого, что они еретики”. Так что не все так однозначно, дорогой. Читайте, думайте. Вы у нас тоже, помнится, по вопросам мытарств, кажется, инакомыслящий. Так что же мне Вас в еретики сразу записать? Поправьте если не прав. И готов принести извинения, если ошибся и запамятовал неверно.
Ответы и комментарии: