Re: Пардон, это каноническое правило!..


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Crossader, православный (РПЦЗ), 23:58:24 03/07/2001
в ответ на: Пардон, это каноническое правило!.., отправлено В.Свирелин, Православный, PПЦ, 22:48:52 03/07/2001
 
Господин Свирелин.
 
У меня нет точной информации относительно Вашего вопроса. Остановлюсь лишь на некоторых цитатах из той статьи с сайта Александра Иванова, ссылку на которую я Вам давал. Я думаю, Вы поймете, что «практика» часто расходится с «теорией» чиноприятия. Потому я и можно назвать правило Василия Велкиого хоть и универсальным, но им тем не менее пользовались не всегда, а на каждый конкретный случай были какие-то изменения. Вы, дорогой, плохо читали статью.
 
Сначала про Ариан и Несториан:
 
 
          Я позволю себе и еще несколько задержаться на практике и учении Древней Церкви. По
 
          церковным правилам ариан и несториан при принятии в Церковь не крестили, хотя
 
          сначала, когда еще не было соборных определений, некоторые ариан крестили. Ариан хоть
 
          помазывали миром, несториан же принимали просто через покаяние и отречение от ереси,
 
          по третьему чину. Неужели же ариане, осужденные и отлученные Вселенским Собором,
 
          все же оставались членами Церкви? Неужели их иерархия могла свершать крещение и
 
          преподавать в таинствах благодать Святого Духа?
 
.......
 
 
          Однако ариан при обращении к Церкви не крестили. Чем же был такой способ приема
 
          ариан в Церковь? Очевидно, он был лишь снисходительной церковной практикой и вовсе
 
          не был догматическим учением о том, будто ариане суть члены Вселенской единой
 
          Христовой Церкви, находящиеся лишь в видимом с нею разделении, и будто крещение,
 
          совершенное в арианской общине, было настоящим благодатным таинством. При явном
 
          еретичестве отлученного от Церкви общества Церковь принимала его членов без нового
 
          крещения. Этот факт убеждает в том, что Древней Церкви была совершенно чужда
 
          мысль, будто некоторые от нее отлученные все же остаются в Христовой Церкви и
 
          сохраняют благодать Святого Духа. Принимая некоторых еретиков и раскольников без
 
          крещения, принимая даже их иерархов в священном сане, Кафолическая Церковь
 
          продолжала только себя считать единой Христовой Церковью, исключительною
 
          обладательницей благодатных даров Святого Духа, и ничуть не думала этой своей
 
          практикой объявлять кафаров, донатистов, ариан, несториан и прочих своими членами,
 
          имеющими спасительные дары Святого Духа. Понять иначе церковную практику в
 
          отношении обращающихся еретиков и раскольников, думается, совершенно нельзя. Если
 
          бы в основе принятия еретиков без крещения лежала мысль о том, что они уже имеют
 
          благодатное крещение, то нужно было бы точно определить для всех отдельных Церквей
 
          обязательно, кто из еретиков имеет крещение и кто его не имеет. А этого-то и не было.
 
          Церковь допускала разнообразие практики по обстоятельствам места и времени, не
 
          разбираясь строго в догматическом учении еретиков [83]. Получается совершенно
 
          немыслимый вывод: по обстоятельствам места и времени Церковь меняла догматическое
 
          учение о своем единстве. Такой вывод, конечно, безусловно, недопустим, и потому следует
 
          согласиться с предлагаемым выше объяснением церковной практики.
 
 
...........
 
 
Теперь, дорогой, про католиков, которых обычно еретиками не считают, а считаю схизматиками.
 
 
          В самом начале XII века сербский князь, отец Стефана Немани, вынужден был крестить
 
          своего сына латинским крещением, но потом перекрестил его по-православному, когда
 
          возвратился в Pacy [84].
 
 
          Краковский епископ Матвей в письме от 1130 года к Бернарду, аббату Клевросскому,
 
          приглашает его заняться обращением русских в латинство и утверждает, что русские
 
          латинян перекрещивают [85].
 
 
          Известно, как любезно был принят в Константинополе в 1147 году Мануилом I Людовик
 
          VII; однако описатели его похода на Восток Odo de Dioglio упоминают о том, что греки
 
          латинян перекрещивали.
 
 
А теперь напоследок мнение Марка Ефесского. Все из той же статьи.
 
 
          “Благочестивые постановления, – пишет святой Марк Ефесский, – гласят: еретиками
 
          называются и подвергаются законам против еретиков также и те, которые в малом
 
          отступают от правоверия. И отчего мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам?
 
          разумеется, оттого, что они еретики”.
 
 
Так что не все так однозначно, дорогой. Читайте, думайте. Вы у нас тоже, помнится, по вопросам мытарств, кажется, инакомыслящий. Так что же мне Вас в еретики сразу записать? Поправьте если не прав. И готов принести извинения, если ошибся и запамятовал неверно.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]