Re (14): Традиции


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, православный христианин, 22:49:05 10/07/2001
в ответ на: Re (13): Традиции, отправлено В.Свирелин, Православный, PПЦ, 09:52:41 10/07/2001
 
Мир Вам!
 
 
> Вне человеческого контекста схождение особой благодати Духа на что-либо действительно нельзя представить (а кто представлять-то будет?)... Любое подобного рода освящение (и архиосвящение — преложение Даров) совершается для человека и только для человека, а видимость и ощутимость освящаемых вещей служит уверительными знаками, подаваемыми Богом через Церковь, без чего мы по немощи своей потерялись бы в духовных иллюзиях.
 
> С чем Вы тут несогласны, Кандид? Все — ТОЛЬКО ради человека!
 
 
«Вне человеческого контекста» нельзя мыслить вообще НИЧЕГО.  Для этого нужно было бы перестать быть человеком.  Любые явления природы, любые события как чувственного, так и духовного мира, о которых можно что-либо сказать, происходят и мыслятся в человеческом духе.
 
Поэтому, такое явление как сошествие Святаго Духа или «благодати» также происходит и получает смысл только с точки зрения человеческого духа.  Это очевидно.
 
Но явление, называемое сошествием Святаго Духа, по самому своему смыслу и сути происходит в человеке невещественным, нечувственным, чисто духовным образом и поэтому не может иметь отношения к чувственным предметам.  Это чисто духовное явление.
 
Поясню это сравнением.  Сошествие Святаго Духа сродни такому духовному явлению, как радость.  Когда человек радуется, это не затрагивает ни один из чувственных предметов.  Конечно, какой-нибудь предмет (например, подарок) может служить поводом для радости, но с самим предметом при этом ничего не происходит; для другого человека тот же самый предмет вовсе не будет поводом для радости.  И уж совсем бессмысленно сказать, что предмет исполняется духа радости.
 
Итак, схождение духа (любого, а не только Святаго Духа) на чувственный предмет — это бессмыслица.
 
 
Еще не так давно я имел весьма смутное представление о том, что происходит во время Евхаристии с хлебом и вином, не задумывался об этом и находился в плену традиционных иллюзий.  Но Бог постепенно открывает мне глаза на истину.  С точки зрения вопроса, который мы рассматриваем теперь, Святый Дух не нисходит ни на какой неодушевленный предмет; не сходит Он и на хлеб и вино.  Смысл Евхаристии вовсе не в «пресуществлении», о котором нет ни намека в Писании, а в том, чтобы мы рассуждали о Теле и Крови Христа, чтобы мы питались Словом Божиим.  К величайшему сожалению, во многих православных храмах этот главный смысл Евхаристии практически не соблюдается и полностью заглушен ее плотской, обрядовой стороной.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]