"яко Бог явися человекам флотским..."


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, христианин, РПЦ, 02:05:44 18/07/2001
в ответ на: Re: Символ со слуха :), отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 00:24:53 18/07/2001
 
Эти известные примеры наводят на грустные размышления.
 
На что похожа православная литургия по кр. мере в русских церквах?  Что сказал бы о ней зашедший в храм «невоцерковленный» верующий?  Сказал бы, что это похоже на театральное представление на непонятном языке, а вовсе не на вечерю Господню.  Еще сказал бы: «Христос в представлении этих людей ничем не отличается от бога Кришны в представлении индусов».  
 
Коснемся только языка, только произносимых слов.
 
Главное — это чтобы все установленные слова были произнесены без опущения, все нужные действия совершены как положено, и все песнопения вовремя спеты.  В этом видят весь смысл православного богослужения.  Иногда нужно провести службу побыстрее, и слышно, как чтецы проглатывают паузы, слоги и целые слова, и понять их становится совершенно невозможно даже знатокам церковнославянского языка.  Самое печальное, что большинство людей это, по-видимому, устраивает: никто не задает вопросов, все давно привыкли.  Впрочем, справедливости ради, замечу, что приходилось слышать и критику со стороны внимательных «прихожан».  Она состояла в том, что священник какие-то молитвы опустил, и что это опущение молитв — серьезнейшее нарушение.
 
Апостол Павел говорит: «... в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке.» (1 Кор. 14:19).  У нас же не только говорят на непонятном для многих языке, но и говорят вовсе не для того, чтобы наставить в вере, а просто чтобы исполнить «обряд». Так и возникают у людей в сознании «человеки флотские».  Все шутят, всем весело...
 
«Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.» (1 Кор. 11:22).
 
 
Если оставить в стороне бессмысленное отрицание самой проблемы, то можно выделить два основных направления ее решения.  Можно заниматься «катехизацией», то есть, обучением основам веры, церковнославянскому языку, смыслу богослужения...  Но это не изменит характера самого богослужения как формального «обряда».  С другой стороны, можно преобразовать само богослужение: сделать более понятным его язык, изменить порядок и т.д.  Разумеется, можно сочетать эти два направления.  К сожалению, тем, кто пытается активно этим заниматься в церкви, вставляют палки в колеса.  Очевидно, епископату невыгодно ничего менять, его в большинстве своем вполне устраивает сложившееся положение вещей.  Епископы давно уже выделились из церковного народа в особую самовоспроизводящуюся касту: они воспроизводят сами себя уже без всякой оглядки на церковный народ и целиком поглощены «церковным бизнесом» и связанными с ним «каноническими» спорами.  Что же делать овцам?..


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]