Re: "яко Бог явися человекам флотским..."


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 04:22:34 18/07/2001
в ответ на: "яко Бог явися человекам флотским...", отправлено Candide, христианин, РПЦ, 02:05:44 18/07/2001
 
> Эти известные примеры наводят на грустные размышления.
 
> На что похожа православная литургия по кр. мере в русских церквах?  Что сказал бы о ней зашедший в храм «невоцерковленный» верующий?
 
Сказал бы, что это похоже на театральное представление на непонятном языке, а вовсе не на вечерю Господню.
 
 
Не думаю, что это так — хотя бы потому что многие тысячи именно таких людей и заходят, и прислушиваются, и понимают, и остаются. Те смешные примеры, что мы тут вспоминаем — курьезы восприятия песнопений «на слух», редкие, и потому смешные.
 
 
 
> Еще сказал бы: «Христос в представлении этих людей ничем не отличается от бога Кришны в представлении индусов».  
 
 
Ну это совсем ни на чем не основанное утверждение.
 
 
> Коснемся только языка, только произносимых слов.
 
> Главное — это чтобы все установленные слова были произнесены без опущения, все нужные действия совершены как положено, и все песнопения вовремя спеты.  В этом видят весь смысл православного богослужения.
 
 
Если кто-то видит именно в этом смысл богослужения, то он ошибается, хотя полнота и красота молитвенного пения немаловажны.
 
 
> Иногда нужно провести службу побыстрее, и слышно, как чтецы проглатывают паузы, слоги и целые слова, и понять их становится совершенно невозможно даже знатокам церковнославянского языка.  Самое печальное, что большинство людей это, по-видимому, устраивает: никто не задает вопросов, все давно привыкли.  
 
 
Вероятно, они молятся? Впрочем службы и впрямь иногда кромсают и читают и поют плохо. Так делать не стоит. Но при чем тут язык — может вообще нам богослужение оставить надо,
 
 
> Апостол Павел говорит: «... в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке.» (1 Кор. 14:19).  У нас же не только говорят на непонятном для многих языке, но и говорят вовсе не для того, чтобы наставить в вере, а просто чтобы исполнить «обряд». Так и возникают у людей в сознании «человеки флотские».  Все шутят, всем весело...
 
 
Дело в том что для понимания языка богослужения, языка молитвы и веры все равно надо учиться всем приходящим к вере. Тут не то что слова другие — тут и понятия другие, и непохожесть слов даже хороша тем что заставляет невольно вдуматься в смысл того, о чем речь. Требуется некоторая инвестиция сил и времени в понимание молитв и привыкание к ним — но потом это с лихвой окупается богатством нашего литургического языка, где все выражено очень точно, очень подробно.
 
Есть люди которые «исполняют обряд». Есть и те кто молится, разные люди есть в церкви, на самых разных этапах духовного пути. Один приходит ради красоты пения — и находит для себя богословие. Другой приходит ради рационального богословия — и находит красоту искренней молитвы.  Примитивное «понимание смысла» слов тут несущественно, на самом деле — учиться все равно придется.
 
 
> Если оставить в стороне бессмысленное отрицание самой проблемы, то можно выделить два основных направления ее решения.  Можно заниматься «катехизацией», то есть, обучением основам веры, церковнославянскому языку, смыслу богослужения...  Но это не изменит характера самого богослужения как формального «обряда».  
 
 
Дело в том что кажущаяся «формальность» наших служб это свидетельство неверия, отсутствия навыка молитвы. Вы, видимо, на смогли включиться в эту молитвенную жизнь Церкви и воспринимаете ее внешним образом только, как какой-то причудливый набор незнакомых Вам слов и понятий. Уверен, что многие здешние собеседники воспринимают службы совсем по другому, и язык им не мешает, а напротив, помогает.
 
 
 
>С другой стороны, можно преобразовать само богослужение: сделать более понятным его язык, изменить порядок и т.д.  
 
 
Чтобы сделать что-то более понятным для себя, надо постараться понять. А у Вас скорее первично желение «изменить порядок» и «преобразовать» — а не понять и извлечь пользу для души.
 
 
>Разумеется, можно сочетать эти два направления.  К сожалению, тем, кто пытается активно этим заниматься в церкви, вставляют палки в колеса.  Очевидно, епископату невыгодно ничего менять, его в большинстве своем вполне устраивает сложившееся положение вещей.  Епископы давно уже выделились из церковного народа в особую самовоспроизводящуюся касту: они воспроизводят сами себя уже без всякой оглядки на церковный народ и целиком поглощены «церковным бизнесом» и связанными с ним «каноническими» спорами.  Что же делать овцам?..
 
 
Это не так. Просто Церковь органична, она живет своей жизнью и чтобы в ней что-то пытаться «улучшать» надо как минимум стать Ей своим и жить ее благодатной жизнью (которой Вы видимо не чувствуете). Впрочем, тогда зуд преобразования Церкви претворяется в желание преобразования сначала себя самого — в дом и жилище Духа, а непонятный славянский становится родным.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]