Re (2): "яко Бог явися человекам флотским..."


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, христианин, РПЦ, 05:53:32 18/07/2001
в ответ на: Re: "яко Бог явися человекам флотским...", отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 04:22:34 18/07/2001
 
> Те смешные примеры, что мы тут вспоминаем — курьезы восприятия песнопений «на слух», редкие, и потому смешные.
 
 
Не такие уж они и редкие.  Это во-первых.  А во-вторых, даже если все слова «на слух» запомнились правильно, попробуйте спросить у первого попавшегося христианина о их смысле.
 
 
>> Еще сказал бы: «Христос в представлении этих людей ничем не отличается от бога Кришны в представлении индусов».  
 
 
> Ну это совсем ни на чем не основанное утверждение.
 
 
Оно основано на моем личном наблюдении.
 
 
>> Главное — это чтобы все установленные слова были произнесены без опущения, все нужные действия совершены как положено, и все песнопения вовремя спеты.  В этом видят весь смысл православного богослужения.
 
 
> Если кто-то видит именно в этом смысл богослужения, то он ошибается, хотя полнота и красота молитвенного пения немаловажны.
 
 
Конечно ошибается!  О том и говорю, что многие ошибаются.
 
 
> Вероятно, они молятся?
 
 
Именно, вероятно.
 
 
> Дело в том что для понимания языка богослужения, языка молитвы и веры все равно надо учиться всем приходящим к вере. Тут не то что слова другие — тут и понятия другие, и непохожесть слов даже хороша тем что заставляет невольно вдуматься в смысл того, о чем речь. Требуется некоторая инвестиция сил и времени в понимание молитв и привыкание к ним — но потом это с лихвой окупается богатством нашего литургического языка, где все выражено очень точно, очень подробно.
 
 
Все это, может быть, и так, но только как человеку объяснить, о каком «богатстве языка» идет речь и при чем здесь Христос?  Он родился русским, прочитал Библию и приходит в церковь, ничего там не понимает, и ему говорят, что требуются «инвестиции сил и времени», которые «с лихвой окупятся».  Он жаждет участия в Тайной Вечере, а ему предлагается театрализованный «обряд» на непонятном языке, который он еще должен выучить.
 
Конечно, я сгущаю краски, но закрывать на это глаза и делать вид, что все OK, тоже нельзя.
 
 
> Есть люди которые «исполняют обряд». Есть и те кто молится, разные люди есть в церкви, на самых разных этапах духовного пути. Один приходит ради красоты пения — и находит для себя богословие. Другой приходит ради рационального богословия — и находит красоту искренней молитвы.  Примитивное «понимание смысла» слов тут несущественно, на самом деле — учиться все равно придется.
 
 
В том-то и проблема (будем считать — моя личная), что я нахожу в церкви многое, но не нахожу там вечери Господней.  Очень хочется снова процитировать Павла: «вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню» (1 Кор. 11:20).  Еще раз подчеркну: это мое личное ощущение, может быть у других людей это по-другому, не знаю.  Само собой, говоря о вечере, я говорю не о телесной пище.
 
 
> Дело в том что кажущаяся «формальность» наших служб это свидетельство неверия, отсутствия навыка молитвы.
 
 
Свидетельство чьего неверия, я не понял?  
 
А разве службы не формальны?  Разве они не монотонны, не повторяются изо дня в день, из года в год?
 
 
> Чтобы сделать что-то более понятным для себя, надо постараться понять. А у Вас скорее первично желение «изменить порядок» и «преобразовать» — а не понять и извлечь пользу для души.
 
 
Вы ошибаетесь.  Я прекрасно знаю и церковнославянский язык, и многие другие языки.  В этом отношении у меня лично нет проблем.  Моя личная проблема — чисто технического свойства.  Поясню ее следующим образом.  Когда на литургии читается Апостол, диакон начинает каждение икон кадилом с колокольчиками, и всегда звенит своим кадилом так громко, что слова Апостола совершенно невозможно расслышать.  Совершенно очевидно, что для церковников процедура каждения гораздо важнее слов Апостола.  Такого отношения к Писанию я не понимаю и никакую пользу для души из этого извлечь не могу.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]