Re (4): "яко Бог явися человекам флотским..."


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фотина, православная, 09:50:35 18/07/2001
в ответ на: Re (3): "яко Бог явися человекам флотским...", отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 07:36:37 18/07/2001
 
>>> Те смешные примеры, что мы тут вспоминаем — курьезы восприятия песнопений «на слух», редкие, и потому смешные.
 
То, что люди не понимают смысла слов пения и чтения — факт очевидный, хотя и прискорбный. Вы никогда не замечали, что во время пения «Свят, свят, свят...» передают ничуть ни меньше свечей, чем в другое время службы. Прихожане явно не понимают, что происходит в это время в алтаре.
 
>>
 
>> Не такие уж они и редкие.  Это во-первых.  А во-вторых, даже если все слова «на слух» запомнились правильно, попробуйте спросить у первого попавшегося христианина о их смысле.
 
>
 
> Допускаю. Я сам из года в год открываю для себя новое в молитвах произнесенных сотни раз. Понимаете, смысл зависит от внимающего, как во всяком вопросе содержится уже большая часть ответа на него. «Имеющий уши да слышит».
 
А если кто читает молитвы «на автомате». Я видела как миряне, поющие на клиросе, соревновались, кто круче прочитает молитвы перед причащением- там было все — интонация, громкость, не было только смысла
 
 
>>>> Главное — это чтобы все установленные слова были произнесены без опущения, все нужные действия совершены как положено, и все песнопения вовремя спеты.  В этом видят весь смысл православного богослужения.
 
Большинство и этого не замечают. Вот рекомендация одной прихожанки другой: «А ты не пытайся понять, чего там поют и читают, это бесполезно, там благолепие важно»
 
 
 
>> Все это, может быть, и так, но только как человеку объяснить, о каком «богатстве языка» идет речь и при чем здесь Христос?  Он родился русским, прочитал Библию и приходит в церковь, ничего там не понимает, и ему говорят, что требуются «инвестиции сил и времени», которые «с лихвой окупятся».  Он жаждет участия в Тайной Вечере, а ему предлагается театрализованный «обряд» на непонятном языке, который он еще должен выучить.
 
>
 
> Это не так, у меня такого опыта нет. Приходящие в Церковь редко прочитывают перед этим Библию, но когда они приходят — священник их наставляет в вере, а также и сами они наставляются богослужением, вживаются в то что Вы презрительно называете театрализованным обрядом.
 
Когда я пришла в Церковь, меня никто не наставлял, несколько священников и мирян меня, наоборот, довольно грубо послали в ответ на мои вопрошания. Я до сих пор не знаю смысла многих обрядов, например, смысл использования свечей, когда их ставят перед иконами. Но вот где узнать?!
 
 
> И в мыслях не было. Если бы все было ОК то и Церковь не была бы нужна.
 
> Дело только в том как именно исправляться, и тут ничего не может быть вреднее «рациональных» и внешних по отношению к церковному организму «реформ». Я тоже не в лесу чай живу, и имею возможность наблюдать православных довольно разнообразного типа.
 
Есть совершенно разные приходы, и дисциплина в разных приходах совершенно разная и культура. Если ходить в один и тот же храм, можно именно думать, что все ОК.
 
>
 
>> В том-то и проблема (будем считать — моя личная), что я нахожу в церкви многое, но не нахожу там вечери Господней.  Очень хочется снова процитировать Павла: «вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню» (1 Кор. 11:20).  Еще раз подчеркну: это мое личное ощущение, может быть у других людей это по-другому, не знаю.  Само собой, говоря о вечере, я говорю не о телесной пище.
 
>
 
> Ну так Вы и не можете найти в Церкви ту, Вами выдуманную, вечерю. В нашей предыдущей беседе это стало довольно очевидно — той вечери Господней, которой причащается св. Церковь уже два тысячеления Вы не признаете, у Вас же св. Дух на Дары не сходит, символика одна.
 
Не знаю, я верю, что Дух сходит на дары, а вот ощущения Вечери — нет, и нет ощущения единства верующих, народа Божьего (кстати в католическом храме у меня такое ощущение было, но я не злоупотребляю посещением Месс — не мое это)
 
 
>> Вы ошибаетесь.  Я прекрасно знаю и церковнославянский язык, и многие другие языки.  В этом отношении у меня лично нет проблем.  Моя личная проблема — чисто технического свойства.  Поясню ее следующим образом.  Когда на литургии читается Апостол, диакон начинает каждение икон кадилом с колокольчиками, и всегда звенит своим кадилом так громко, что слова Апостола совершенно невозможно расслышать.  Совершенно очевидно, что для церковников процедура каждения гораздо важнее слов Апостола.  Такого отношения к Писанию я не понимаю и никакую пользу для души из этого извлечь не могу.
 
>
 
> Бывает, плохо читают и поют. Бывает шумно, толкаются. Бывает проповедь плохая, бывает что и небрежные и неблагоговейные священники и диаконы. Но молитва и великая благодать таинств всегда остаются — а в описанном Вами случае самый простой способ извлечения духовной пользы это признать себя недостойным выслушать в этот день слова Апостола — и вспомнить, чем именно недостойным. Не подходит?
 
>
 
Наверное, я просто абсолютно недостойна — я не понимаю почти ни слова ни из Евангелия ни из Апостола, читаемого на службах. Но все же я думаю, что это зависит от специфики лексики (она там более бытовая, а не такая привычная, как в молитвах) и от манеры чтения


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]