Отправлено Игорь П, православный, 20:48:10 18/07/2001в ответ на: "яко Бог явися человекам флотским...", отправлено Candide, христианин, РПЦ, 02:05:44 18/07/2001> Эти известные примеры наводят на грустные размышления. Ну примеров можно найти много. Привожу пример из реальных историй. Девочка спрашивает: что такое «лиштравка»? Выясняется, что это про кузнечика, который ел одну «лишьтравку». Из-за этого стихи не будем писать по-русски? А в некоторых популярных песнях, которые я многократно слышал, некоторые слова я до сих пор разобрать не могу. А песни-то на русском языке. > На что похожа православная литургия по кр. мере в русских церквах? Что сказал бы о ней зашедший в храм «невоцерковленный» верующий? Сказал бы, что это похоже на театральное представление на непонятном языке, а вовсе не на вечерю Господню. Нет, непохоже на театральное представление. Вот бывал я с подружкой в театре. Эти театралы претендуют на то, чтобы нести в массы высокую культуру и образцовую нравственность. А то, что там делают положительные персонажи, еще не всякому алкоголику совесть позволит делать. Уж даже если кому в Церкви совсем непонятен язык, так хоть по минимуму понятно ему, что его не будут учить убийству и обману. > Коснемся только языка, только произносимых слов. > Главное это чтобы все установленные слова были произнесены без опущения, все нужные действия совершены как положено, и все песнопения вовремя спеты. В этом видят весь смысл православного богослужения. Да нет, думаю, что даже те, кому главное вычитать скороговоркой текст, понимают, что молитва это не мистическое заклинание и не в словах сила молитвы. Даже, может, очень это понимают, раз так относятся к словам. Нет, такое видение смысла богослужения совсем абсурд. > Иногда нужно провести службу побыстрее, и слышно, как чтецы проглатывают паузы, слоги и целые слова, и понять их становится совершенно невозможно даже знатокам церковнославянского языка. Есть такая проблема. Безобразие, конечно, и надо стараться улучшать ситуацию. А если непонятно что-то конкретное вот у Вас есть этот форум, тут народ весьма грамотный и любой вопрос разберут до тонкостей. Пользуйтесь! Не обязательно тормошить кого-то в церкви чем Вам тут не Церковь? (Я имею в виду, что здесь есть общение церковных людей, а не то, что можно и в церковь не ходить, а лищь на форум). Большое счастье иметь знакомого, который может ответить на много вопросов, а тут большое собрание таких знатоков. Если у ваших близких есть вопросы по службе пишите сюда, и кто-нибудь даст ответ. Ну а если стоите на службу и читают так, что непонятно, о чем речь идет, то отцы советуют в таких случаях читать Иисусову молитву и достаточно будет. > Впрочем, справедливости ради, замечу, что приходилось слышать и критику со стороны внимательных «прихожан». Она состояла в том, что священник какие-то молитвы опустил, и что это опущение молитв серьезнейшее нарушение. Тут еще одна крайность есть, если слишком усердствовать в критике мелочей. Нужно вовремя удержаться и не втянуться в такую критику. А упущения чуть не на каждой службе можно встретить, если знать, как должно бы быть. Временами так вообще кошмарно получается, когда, например, частицу «не» пропустят... Бывает. Но поставь Вас на клирос и Вы наделаете ошибок еще больше это факт практики, и, наверно, все через такое прошли. > С другой стороны, можно преобразовать само богослужение: сделать более понятным его язык, Надо заметить, что язык основы богослужения очень простой. Например, Евангелие, Апостол, Ветхий завет большей частью написаны на довольно ограниченном наборе словарного запаса, чтоб быть понятным почти всем. Исключения есть например, если не ошибаюсь, вторая книга Параллипоменон там стиль очень витиеватый. И молитвы основные очень просты. Каноны, конечно это уже витиеватое поэтическое произведение, но это уже более факультативная часть.