Паки и паки


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Candide, христианин, РПЦ, 07:31:36 24/07/2001
в ответ на: паки, отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 04:39:54 24/07/2001
 
> Да то что если несколько языков не делают различия ...
 
 
Алексей, пожалуйста, внимательно читайте то, что я пишу.  Только английский язык не различает слов «молиться» и «молить».  По-английски это передается одним и тем же словом «pray».  И греческий, и русский, и славянский языки эти слова различают.  В Библии нет выражений типа «бесы молились Богу» — ни в русской, ни в славянской. Я говорю именно о словах «молиться» и «молитва».
 
 
> Вы придаете этому различению чуть ли не догматическую сущность ...
 
 
Не придаю догматического значения.  Просто отмечаю как факт.
 
Ну ладно, Писание для Вас — не аргумент, поскольку в нем нет никаких свидетельств о молитве святым.  Почему нет свидетельств о молитве, например, Моисею?  Почему Иудеи не молились Моисею?  Как Вы полагаете?
 
 
> Кандид,  в Писании написано, и довольно ясно, что Бог это Бог живых, у Него все живы. (Кстати, я понимаю теперь почему в свою догматику Вам пришлось ввести «Бога во времени». Ну да ладно).
 
 
Ну вот, Вы говорите совсем как Обскурант.  Что же, по-Вашему, слово «почивший» ничего не означает в нашем языке?  Что это за младенческое отношение к словам?  Вот, Писание Вам цитирую:
 
«и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян. 7:59-60)
 
«потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор. 15:6)
 
Итак, одни братья «в живых», а другие — «почили».  Что, как неразумные будем препираться и спорить об очевидных вещах?  Так мы далеко не уйдем.
 
 
>> Поэтому и Павел говорит: «пророчества прекратятся» (1 Кор. 13:8).
 
 
> Не совсем так, кажется — если прекратяться, а не просто прекратятся.
 
 
А проверить, конечно, лень.  Дал же Вам и ссылку на конкретное место в Писании...
 
 
> Либо правы протестанты — либо правы наши святые, от мучеников апостольской поры до наших дней. Угадайте с трех раз, кого станут слушать верные православные христиане.
 
 
Верные православные христиане станут слушать голос Бога и совести.  Во всяком случае, я уже не знаю, как можно молиться молитвой Кресту Господню, о которой у нас была речь.  О мучениках Апостольской поры см. ниже.
 
 
> Это простой вопрос: святые соединились Богу, и поэтому могут нас слышать «Духом Святым».
 
 
То есть, посредством Духа Святого.  О чем я и говорил.
 
 
> Привожу снова и слова статьи —
 
> Молитвенное общение со святыми есть осуществление на деле связи христиан на земле с Церковью небесною, о которой говорит апостол: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,» (Евр. 12:22-23).
 
 
Эти слова не подразумевают молитву святым.  Как продолжает Павел свою речь?  «и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.» (Евр. 12:24-26).  Почему Павел умолчал о молитве Ангелам и святым?  Но не совсем он умолчал о почивших.  Сказал же так:  «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» (Евр. 13:7).  Опять — ни слова о молитве тем, кому нужно подражать в вере.  Почему?
 
Короче говоря, Писанием Вы никак не подтвердите этот взгляд.  Он никак не согласуется с Писанием, и порождает больше вопросов, чем ответов.
 
 
> Святая Церковь, всегда содержала учение о призывании святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом на небе.
 
 
Вот в этом «всегда содержала учение о призывании святых» я и сомневаюсь.  Писание ничего не упоминает об этом (см. выше).  А примеры Ваши только подтверждают мою точку зрения:
 
 
> В литургии апостола Иакова говорится: «особенно же творим память о Святой и Славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас.»
 
 
Замечательно!  Ничего не имею против этих слов.  Здесь нет обращения к Богородице.
 
 
> Св. Кирилл Иерусалимский, изъясняя литургию Иерусалимской церкви, замечает: «потом поминаем (принося бескровную Жертву) и прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше.»
 
 
Здесь тоже нет обращения к святым.  "Поминаем" — примерно так, как в первом примере о Богородице.
 
 
> Свидетели мученической кончины св. Игнатия Богоносца (начало 2-го века) говорят: «возвратившись домой со слезами, мы имели всенощное бдение...., потом, немного уснувши, некоторые из нас увидели молящегося за нас блаженного Игнатия.» Подобные записи с упоминанием о молитвах и ходатайстве за нас мучеников имеются и в других сказаниях эпохи гонений на христиан."
 
 
То же самое...  Этот пример уже кем-то приводился.  Нет здесь речи о молитве самому Игнатию.  Почему?  Почему в тексте «Мученичество святого Поликарпа, епископа Смирнского» (II век), в котором много говорится о мучениках вообще и о Поликарпе, как одном из последних мучеников известного периода, — почему нет там никакого упоминания о молитвах мученикам или хотя бы о их призывании?  Вас это не смущает?  Зато вот какие есть там слова о теле Поликарпа после мученической его кончины:
 
«17. (2) И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего.  Это сказано было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого.  (3) Ибо мы покланяемся Ему, как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю.  Да даст Бог и нам быть их общниками и соучениками!»
 
 
>> Итак, остается единственная приемлемая возможность.  Бог, Который живет в нас, знает абсолютно все наши помышления и просьбы.  Он же живет и в почивших святых.  И вот когда Он слышит, что мы просим святых о нас помолиться, Он сообщает нашу просьбу святым таким способом, каким сам Он знает.  Вот теперь и возникает затруднение.  Все говорят, что мы просим святых о молитве как посредников между нами и Богом.  Но получается совсем наоборот.  Получается, что мы используем Бога (Святого Духа) как посредника между нами и святыми.  Не выглядит ли это крайне неприлично и, я бы сказал, дерзко?
 
 
> Это совсем не так.
 
 
Что же здесь совсем не так?  Интересно было бы узнать поконкретнее, где здесь ошибка.
 
 
> Скажите Кандид, а Церковь вообще зачем нужна, раз Бог вездесущ и вездесведущ? Зачем вообще ВСЁ?
 
 
Ну что это за вопрос: «зачем вообще ВСЁ»?  Сколько нужно времени и места, чтобы ответить на вопрос: «зачем вообще ВСЁ»?  Это просто уход от ответа.  Лучше найдите в приведенном выше рассуждении, где «все не так», конкретную ошибку.  Укажите на нее пальцем: «вот, это предложение ошибочно».  Я буду Вам очень признателен.
 
 
С любовью,
 
Юрий
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]