Смерть до и после Христа


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков, православный христианин, 12:30:08 25/07/2001
в ответ на: Re (6): Паки и паки, отправлено Candide, христианин, РПЦ, 03:51:55 25/07/2001
 
>> Поэтому совершенно естественно что в те времена ни Моисею, ни Иоанну молиться было странно — оба после смерти оказались в Аду, (где Иоанн был апостолом, в своем роде — да и там проповедает о пришедшем Христе).
 
>
 
> Это что еще за бабьи басни?  Где это Вы всего этого наслышались, ума не приложу!  
 
 
Вот например оные «басни» в изложении проф. Н. Василиадиса:
 
СМЕРТЬ ДО И ПОСЛЕ ХРИСТА
 
 
 
 
Смерть была страшна до Христа
 
 
Чтобы яснее показать результат три-умфальной победы Богочеловека над смертью и адом, надо рассмотреть, как относились к смерти потомки Адама во времена Ветхого Завета. До Креста, Вос-кресения и телесного Вознесения Спа-сителя уже само имя смерти приводило людей в страх и трепет. Это было естественно. Ибо перво-зданный был осужден, так как Бог заповедал ему:«... Смер-тью умрешь» (Быт. 2,17), а отделение души от тела назы-валось не только смертью, «но и адом». Во многих местах Ветхого Завета преселение от этого мира называется «смертью и адом» (Свт. Иоанн Златоуст. Слово во Святую Пасху. Ст. 1 // ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 821.). Например, Патриарх Иаков говорил своим детям, вернувшимся из Египта, кроме Симеона, задержанного Иосифом: «Нет, я не дам вам Вениамина, ибо, если с ним что-нибудь случится, то вы сведете ста-рость мою с печалию во ад (Быт. 42, 36-38). И пророк Исайя говорил: «Ирозшири ад душу свою иразвёрзе уста своя, еже не престати», чтобы принимать и непрерывно пожирать мертвых (Ис. 5, 14). Царь и пророк Давид воспе-вает Бога за то, что Он спас душу его от глубин мрачного ада и от верной смерти (Пс. 85, 13).
 
Сколь ужасной была смерть до Христа, видно и из отношения к ней ветхозаветных праведников. Ибо «прежде боялись смерти не только грешники, но и свя-тые люди, имевшие великое дерзновение пред Богом [...}. Лик смерти прежде был страшен, и все ужасались ее и трепетали»( Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине. Ст. 1 // ПСТ. Т. 2. Кн. 2. Ст. 1. М., 1994. С. 675.) . Приведем конкретные примеры. Поче-му Боговидец Моисей, великий пророк, вождь и законо-датель Израиля, бежал из Египта и отправился в пустыню? Из-за страха смерти, полагает Златоуст (Он же. Беседа о Елеазаре и семи отроках. Ст. 2 // ПСТ. Т. 12. Кн. 1. СПб., 1906. С. 359-360.). Тот же святой отец, восхваляя веру, мужество и добродетель праведного Авраама, восхищаясь его доверием к Богу и абсолютным послушанием, отмечает, что были момен-ты, когда этот человек, «друг Божий», робел перед страхом смерти; Он предпочел, как говорит святитель Иоанн Златоуст, солгать египтянам, что Сарра была ему не женой, а сестрой. Он предпочел предать Сарру на прелюбодеяние (хотя Бог в итоге сохранил ее от этого унижения), чтобы самому спастись от смерти! (Быт. 12, 11-13). Святой отец возвращается к этому со-бытию не для того, как он говорит, чтобы обвинить праведного, но чтобы показать душевное устроение да-же и праведных той эпохи в отношении к смерти. Ибо, как  он замечает, лицо смерти было еще ужасно, не были еще сокрушены «врата медная», ее ядовитое жало «еще не было притуплено»( Он же. К Олимпиаде диакониссе. Письмо 3 // ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 595; Беседа на память свв. мцц. Вероники и Просдоки... С. 675-677: На кн. Бытия беседа 32. 5 // ПСТ. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1898. С. 346.).
 
Подобным же образом божественный Златоуст пишет
 
и об Иакове, внуке Авраама. Иаков, с юных лет «показав-
 
.{,.(. ший апостольское любомудрие», то есть добродетель,
 
^подобную апостольской, — что же делает он после мно
 
 
гих достижений веры и подвигов добродетели, вернув-шись на родину в Ханаан от своего тестя; Лавана? Опасаясь встречи с братом Исавом, мести которого бо-ялся, ибо лишил старшего брата отеческого благослове-ния, он молится Богу и говорит: «Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня и матери с детьми» (Быт. 32, 11). И святой отец продолжает: «Видишь ли, как и он боялся смерти, как трепетал и взывал к Богу об этом?» (Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке... Ст. 2 // ПСТ. Т. 2. Кн. 2. М., 1994. С. 678. Там же. Ст. 3. С. 678.)
 
Вспомним пример другого ветхозаветного праведни-ка: огненный пророк Илия стал беглецом и пересе-ленцем из-за страха смерти. Человек, который своей молитвой затворял и отверзал небо, который сводил огонь с небес, который явил ангельскую жизнь в челове-ческом теле^ ужасается смерти, ибо до Христа «смерть была страшна». Не побоявшись изобличить Иезавель, он испугался, когда та стала угрожать ему смертью. Тот, кто был «выше всего человеческого», устрашившись угроз распутной Иезавели, встал и пошел в отдаленное место, до которого он шел сорок суток (3 Цар. 19,2-9). И божественный Златоуст спрашивает: «Видел, как Илия бежал от женской угрозы ради смерти?»( Свт. Иоанн Златоуст. К Олимпиаде диакониссе. Письмо 3 // ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 594.)
 
И даже Иов, великий подвижник терпения и веры, справедливый и непорочный, праведный и богобоязнен-ный, как называет его Ветхий Завет (Иов 1. 1), умоляет Бога даровать ему облегчение невыносимой боли: «Остави мене почити мало, прежде даже отиду, дтню-ду же не возвращуся, в землю темну и мрачну» (Иов 10,20-21). Подобно и царь Езекия, будучи смертельно больным, молился Богу, прося продлить ему жизнь. «Господи, — говорил он, — ныне я в расцвете человече-ских сил и в зените царского благополучия и славы попаду во врата ада! Находящиеся в этом ужасном месте не получают Твоей милости, не восхваляют, и не славят Тебя, и не надеются на Твое благоутробие» (Ис. 38, 1-14). Итак, все, и даже праведные Патриархи и богопросве-щенные пророки Ветхого Завета, трепещут перед смер-тью и адом! Смерть была «невыносимой и достойной многого плача»
 
То, что смерть была чем-то ужасным до Христа, что она считалась величайшей из всех бед человеческих, невыносимой и достойной многого плача, как пишет божественный Златоуст в послании к диакониссе Олим-пиаде, видно и из того, как ветхозаветные праведники погребали своих мёртвых. «Смерть святых» в те времена «чествовали сетованием и слезами». Поэтому горько пла-кал Иосиф об умершем Иакове (Быт. 50, 1), отмечает святитель Василий Великий (Свт. Василий Великий. Беседа 17. На день св. мч. Варлаама. Ст. 1 // Творения. Ч. 4. С. 274.). Как нам рассказывает богодухновенная книга Бытия, Иосиф пал на лице умерше-го отца своего, Иакова, и плакал над ним, и целовал его (Быт. 50, 1). Но плач там не прекратился. Иосиф, чтобы похоронить отца, идет в землю Ханаанскую. С ним при-ходят и слуги фараона, и «колесницы, и конницы, и бысть полк велик зело». Великое шествие достигло обла-сти при Иордане, которая называлась гумном Атадовым. Там они оплакивали Иакова плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней (Быт. 50, 7-10). Златоустый отец, толкуя этот поступок Иосифа Прекрасного, пишет: «Ты, возлюбленный, слушая это, не оставляй без внимания, но сообрази Время, в которое все это происходило, и не подвергай Иосифа никакому осуждению. Тогда еще не были сокрущены врата ада, не были расторгнуты узы смерти, и смерть еще не почиталась успением. Смерть была чем-то ужасным для людей дохристианской эпохи. И все это они делали, потому что боялись смерти» (Свт. Иоанн Златоуст. На кн. Бытия беседа 67. Ст. 4 // ПСТ. Т. 4. Кн. 2. СПб.. 1898. С. 722.).
 
Плачем и рыдаыюши была отмечена смерть не только Патриарха Иакова. Глубока была скорбь израильтян и по поводу смерти Моисея: оплакивали Моисея сыны Израилевы на равниках Моавитских [у Иордана близ Иерихона] тридцать дней (Втор. 34.8). Целый месяц народ Израиля стоял в пустыне, оплакивая своего вождя и освободителя. Священное Писание не говорит, что народ оплакивал Боговидда Моисея у его гроба, ибо ... никто не знает места погребения его... (Втор. 34,6). Место его захоронения держалось в тайпе, так как была опасность, что народ сотворит из него кумира и обого-творит Моисея. Никто не узнал, где и как был погребен этот великий ветхозаветный пророк, вождь, освободи-тель и законодатель Израиля. Иначе народ не поколе-бался бы использовать его останки в магических целях, поскольку, как показали события, они охотно обожест-вляли камни и поклонялись идолам. С великим плачем, -многими слезами и всенародной скорбью, как было и с Моисеем, иудеи хоронили и пророка Самуила. Когда он умер,...собрались все Израильтяне, и плакала по нем, и погребла его в доме его, в Раме... (1 Цар. 25.1).
 
Есть, конечно, и другие примеры, но мы ограничимся лишь этими. Ибо и это немногое показывает, насколько болезненна, люта, «страшна» и «недоступна» была смерть до Христа. Ибо еще не были «усечены ее жилы». Не была еще разрушена ее власть и сила. Тогда царство-вал грех и «процветало» проклятие, и неприступно «стояла» крепость: диавола (Он же. Беседа о Елеазаре и семи отроках 2. С. 359.). Поэтому, хотя праведные мужи сияли в дохристианском мире верой и совер-шенной добродетелью, они дрожали и трепетали перед лицом смерти. «И все оплакивали умирающих как погибших», — пишет святитель Афанасий Великий (Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова... Г. 27 // Творения: В 4-х т. Ч. 1. С. 225.). Люди оплакивали умерших как навсегда потерянных, как если бы ям никогда не суждено было снова увидеться!..
 
Так что мир до Христа, жил не только в заблуждении и идолопоклонстве. Мир жил также в непрерывном и постоянном страхе смерти. И люди, ожидая смерти и страшась этого неизбежного и неотвратимого события, не могли радоваться и. наслаждаться чем-либо в этом мире. «Ожидая постоянно, что они умрут, и боясь смер-ти, они не могли чувствовать никакого удовольствия, потому что ЭТОТ страх постоянно был в них» (Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседа 4.4 // ПСТ. Т. 12. Кн. 1. С. 44.). Они всегда боялись смерти гораздо больше, чем несчастные рабы в ту эпоху боялись своих жестоких и деспотичных хозяев. Они не получали радости от жизни, ибо ожидание, тем более в непредвиденный час, беспощадной и бесчеловечной смерти наполняло их души тревогой, страхом и трепетом.
 
 
*Теперь она «только носят название смерти»*
 
 
Страх и трепет вызывала в человеке смерть до Христа. Но после Божественного Воплощения, Креста, Сошествия   Господа   во   ад.   Воскресения   и   славного того Вознесения Спасителя, после смерти Христа жизнь мира и спасение» смерть уничтожается до э, что «только носит название смерти, а лучше сказать и само название ее уничтожено: мы уже не называю ее и смертию, но упокоением и сном»! (Он же. На кн. Бытия беседа 29. Ст. 7 // ПСТ. Т. 4. Кн. 1. С. 308.)   Господь сказал о Своем друге Лазаре: «...Лазарь, друг уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11,11). Он не «умер», несмотря на то. что Лазарь был уже з. Доказательством того, что слова «успение» и «сон» I до тех пор неизвестны, является удивление учеников, которые сказали Господу в ответ: «Господи/ если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11,12). Этим они хотели сказать, что Лазарь спит естественным сном. Но ученик, описывающий чудо воскресения Лазаря, сообщает нам: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11, 13). Для Господа воскресить Лазаря из мертвых было так же легко, как для нас разбудить спящего! Это был, несомненно, не единственный раз, когда Господь назвал смерть «сном». Он назвал ее так и в случае с мертвой дочерью Иаира. Он сказал об умершей: «...Не плачьте; она не умерла, но спит», тогда как слышавшие Его смеялись, так как были уверены, что девушка мертва (Лк. 8, 52-53).
 
И если «до Пришествия Христова и смотрения Креста» имя смерти было ужасно, то теперь ее имя есть «сон, успение, преставление», и оно приятно, поскольку вклю-чает в себя твердую надежду на воскресение. Успением и сном смерть называет божественный Павел, когда пишет к фессалоникийцам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбе-ли...». И немного далее: «...мы живущие... не предупре-дим умерших» (1 Фес. 4, 13; 15).
 
 
Даже само место, где погребаются мертвые, ныне но-сит имя, приносящее душе великое утешение и окрыля-ющее надежды на Царство и Жизнь Вечную. Это место, как отмечает божественный Златоуст, «названо усы-пальницей». Рассуждая об этом названии, он обращается к христианину со словами: «Когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что ты провожаешь его не к смерти, а ко сну [...]. Знай же, куда провожаешь его, — в усыпальницу; и когда провожаешь — после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты». Так что у нас есть в качестве сильного и действенного лекарства против уныния и печали, кроме прочего, и «название места» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте // ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 438-439.)
 
Но давайте послушаем, как говорит божественный Павел о своей собственной смерти. Смерть не вызывает никакого страха в его блаженной душе: Напротив, Апостол жаждет смерти, ...имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 23). Для ветхозаветных праведников смерть бы-ла ужасна, но для Апостола Христова она несравненно лучше жизни! Для них это было нечто «неприятное», отвратительное, а для него— «приятное», радостное! Это справедливо: до Христа «смерть низводила во ад», а теперь «смерть препровождает ко Христу». И в то время как Патриарх Иаков говорил:«... Сведете старость мою с печалию во ад» (Быт. 42, 38), божественный Павел сказал: «...Разрешиться и быть со Христом... несрав-ненно лучше»!"(Флп. 1,23).
 
Во времена Ветхого Завета о смерти даже самых праведных скорбно стенали, рыдали и проливали множество горьких слез, ныне же слышатся в храмах возносимые верующими людьми «песнопения, молитвы и псалмы» Богу. Эти псалмы и песнопения имеют скорбную мелодию, но они вселяют в нас мужество и надежду в отношении ушедших (См.: Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке... С. 679.). Поскольку смерть была упразднена и стала теперь сном и последним в земной жизни  успением, поскольку у нас есть верная надежда на воскресение после преставления и перехода от одной жизни к другой, мы спокойны и оптимистичны. Мы можем радоваться и веселиться. Наше ликование и радость возрастают, если осознать, что наше преставление со-вершается не просто «от жизни в жизнь». Мы не просто покидаем один вид жизни, чтобы оказаться в другом, но мы переносимся «из худшей», тленной жизни, «в лучшую». Мы переносимся «из временной в вечную, из земной в небесную» жизнь (Он же. На кн. Бытия беседа 67. Ст. 4 // ПСТ.Т. 4. Кн. 2. С. 722.). Святитель Василий Великий добавляет: «А ныне скачем [т.е. ликуем, радуемся. — Ред.] при кончине преподобных, потому что,качества скорбного изменились после Креста. Не плачем, уже сопровождаем смерть святых, но в восторженных ликованиях веселимся при их гробах, потому что смерть для праведных — сон, вернее же сказать, отшествие к луч-шей жизни» (Свт. Василий Великий. Беседа 17. На день св. мч. Варлаама. Ст. 1 // Творения. Ч. 4. М.. 1993. С. 274.).
 
 
*Лишь диавол «остался истинно мертвым»!*
 
 
Послание к Евреям подчеркивает, что Господь вочеловечился, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были под-вержены рабству (Евр. 2, 14-15). «Ныне же, когда окончательно побежден диавол, для чего вы страшитесь?» — спрашивает божественный Златоуст. — Почему вы боитесь попранной смерти? Той, которая теперь стала «ничтожною и ничего не стоящею?» (Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседа 4,4 // ПСТ. Т. 12. Кн. 1. С. 44) И добавляет, что, благодаря светоносному Воскресению, «рассеяно бесов-ское обольщение», поэтому мы и «посмеиваемся над смертию»  (Он же. Слово во Святую Пасху, 2-е. С. 821.).
 
Эта «насмешка», то есть свое превосходство и прене-брежение к смерти, четко видны в жизни христиан, особенно мучениц и мучеников-детей, которые по природе своей существа слабые и робкие. Смерть, перед которой до Христа дрожали добродетельные мужи, имевшие великое дерзновение пред Богом, после Христа ставят ни во> что «юноши и девы». Ужасная и безжалостная смерть воспринимается теперь с таким презрением, что многие встречают ее с большой охотой и радостью,
 
так что даже торопятся, спешат к «переселению из худшего мира в лучший» (Свт. Иоанн Златоуст. На кн. Бытия беседа 45. Ст. 2 // ПСТ. Т. 4. Кн. 2. С. 502.).
 
Святитель Афанасий Великий отмечает: «Поелику Спаситель воскресил тело, смерть уже не страшна, но все верующие во Христа попирают ее как ничтожную и скорее решаются умереть, нежели отречься от веры во Христа. Ибо несомненно знают, что умирающие не погибают, но живы и чрез воскресение сделаются нетленными. Один лукавый диавол, древле зло надругавшийся над нами смертию, остался истинно мертвым». Ибо Бог расторгнул узы смерти (Деян. 2,24). «И вот доказательство этому: люди, прежде нежели уверуют во Хри-ста/представляют себе смерть страшною и боятся ее, а как скоро приступают к Христовой вере и к Христову учению, до того пренебрегают емертию, что с готовно-стью устремляются на смерть и делаются свидетелями воскресения [,..]. Столько немощною стала она, что и жены, прежде обольщенные ею, смеются теперь над нею как над мертвою и расслабленною» (Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова... Ст. 27//Творения: В 4-х т. Ч. 1. С. 225.).
 
О том же говорит и святитель Иоанн Златоуст, восславляя священномучениц Веронику и Просдоку и мать их Домнину: «Прославим же Владыку, что страшное для пророков Он сделал презренным для жен. Илия убегал от смерти, жены прибежали на смерть; он отскочил от смерти, а они стремились к смерти [...]. Мужи, подобные Аврааму и Илие, боятся смерти, а жены по-прали смерть, как грязь, своими ногами». И добавляет: «Благословен Бог — жена смело восстает на смерть, — жена, введшая смерть в нашу жизнь, (жена) — древнее орудие диавола, это (орудие) низложило силу диавола; сосуд немощный и удобосокрушимый стал оружием непобедимым; жены смело восстают на смерть: кто не изумился бы? Да посрамятся язычники, да постыдятся иудеи, не верующие Воскресению Христову. Для чего,
 
скажи мне, ищешь ты большего знамения этого Вос-
 
кресения, когда видишь совершившеюся такую пере-
 
мену И делах?» До Христа не было ничего сильнее
 
смерти и «ничего слабее нас?», а теперь «нет ничего
 
слабее ее и ничего сильнее нас». И эта «превочжодная
 
перемена» произошла, благодаря трехдневному тгогре-
 
бению и Воскресению Господа. «Если бы Он не ссйсру-
 
шия врат медных, то жены не дерзнули бы войти так
 
легко (…) если бы Он не сломил железной вереи, то
 
девы не смогли бы снять ее: если бы Он не сделал
 
телйпщу непригодною, то мученицы не вошли бы с
 
таким бесстрашием» (Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке... Ст. 1 // ПСТ. Т. 2. Кн. 2. С. 674.)
 
Святитель Игнатий Богоносец, один из множества мучеников раннехристианской эпохи, с радостью идя на муки, писал христианам Рима: «Пускай огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробление костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня — только бы достигнуть мне Христа». Святой епископ просил верующих молить-ся о нем, чтобы он не испугался ожидающих его мучений! Он столь сильно желая мученической смерти, чтобы оказаться рядом с Небесным Отцом, что писал: «Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя Любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: «Иди ко Отцу!» Столь велика была его любовь ко Христу и столь мужественны убеждения перед Лицом смерти, что он продолжает: «Молитесь о мне, чтобы я достиг]... Если пострадаю — значит, вы возлюбили: если же не удостоюсь—вы возненавидели меня» (Свт. Игнатий Богоносец. Посл. к Римлянам. VII, УШ // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 126.).
 
Так что «закалаемые мученики радуются», как сказал святитель Василий Великий. Ибо мученик Христов в час страшного страдания «смотрит не на опасности, но на венцы; не ужасается ударов, но вычисляет награды». Так велико его стремление к Воскресшему Господу на небеса, что он «видит не исполнителей казни, бичующих здесь, на земле, но представляет себе Ангелов, приветствующих с неба»( Свт. Василий Великий. Беседа 17. На день св. мч. Варлаама // Творения. Ч. 4. С, 274-275. ) и ждущих его, чтобы увенчать неопи-санной радостью. И это вполне естественно. Ибо святые и мученики Христовы переживают смерть с внутренней радостью, свободные от всего обыденного, земного и тленного. Смерть для них — это лишь новое рождение в Истинную жизнь, бесценный дар. «Смерть может стать благом»; -— говорит святитель Григорий Нисский. В жизнеописании своей сестры, святой Макрины, свя-титель очень трогательно рассказывает о ее смерти. Особенно умилительно то, как эта святая женщина встретила смерть, воспослав на небо горячую молитву незадолго до своего отшествия. Божественный отец пи-шет: «Солнце склонялось к закату, но радостное настро-ение Духа не оставляло ее: напротив, чем ближе приближалась она к исходу, тем больше созерцала кра-соту Жениха, тем с большею поспешностию стремилась она к Возлюбленному, обращая речь уже более не к нам, присутствующим, но к Тому Самому, на Которого напря-женно устремляла свои взоры, ибо постель ее обращена была на восток» (Свт. Григорий Нисский. О жизни преп. Макрины//Творения.Ч. 8. М., 1871. С. 356). Это легко понять; ведь, как пишет преподобный Макарий Египетский, так себя ведут те, в ком столь сильно желание встретиться со Христом и чье «уязвила сердце» божественная любовь «к небесному Царю Христу» (Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 5. Ст. 6. Изд. ТСЛ, 1994. С. 44.)
 
Отчего же все это? Оттого, что Царь Христос Своей Крестной смертью и тридневным Воскресением из мерт-вых разрушил ад и упразднил смерть. Вот почему «золотые уста» возглашают: «Древо Креста произрастило прекрасные отрасли мучеников; таковы действия Христовой смерти» (Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. муч. Вернике и Просдоке... Ст. 1 // ПСТ. Т. 2. Кн. 2. С. 674.).
 
Верующий христианин поэтому поет: «Владыко Христе, я больше не боюсь вернуться в землю естественной смертью. Ибо когда я находился внизу, опутанный бо-лезнями и скорбями, как отверженный и пленник, в мрачных темницах ада, Ты восставил меня многим Тво-им благоутробием и любовью к высоте небесной через Твое Святое Воскресение и украсил меня сиянием не-тления и вечности» (Триодь Цветная. В Неделю отец. Канон. Песнь 5. тропарь 2: «Не ктому боюся еже в землю. Владыко Христе, возвращения. Ты бо от земли возвел мя еси забвена. благоутробия ради многого, к высоте нетления Воскресением Твоим»). «Поистине сладостно возвращение творения к своему Творцу!»
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]