Re (3): Чайка по имени Джонатан Ливингстон


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 04:21:11 04/08/2001
в ответ на: Re (2): Чайка по имени Джонатан Ливингстон, отправлено Братец Дык, православный обнагленец, 02:26:49 04/08/2001
 
Уважаемый братец Дык!
 
Прежде всего, если не изменяет мне память, мы с Вами никогда на брудершафт не пили. Поэтому я настоятельно прошу Вас обращаться ко мне так же, как и я к Вам.
 
 
Теперь попытаюсь коротко ответить на Ваши вопросы и возражения.
 
 
>> Произведение с некоторым налетом буддизма, ближе всего к чанской традиции. Искать в нем язычество и нью-эйдж едва ли уместно. Согласен с тем, что атеистическую или материалистическую почву он выбивать может.
 
>
 
> Ага, это произведение с некоторым налетом будизма, с некоторым налетом христианства, с некоторым налетом ... плюс огромное кол-во сладкой патоки — в сумме получается Нью-Эйдж.
 
>
 
> А искать в нем Нью-Эйдж действительно не уместно, так же как не уместно искать большивискую идеологию в стихах, скажем, Маяковского. :)
 
 
Вот именно, что Нью-Эйдж — идеология, а «Чайка» — нет. Она — литература.
 
Кстати у Маяковского как раз полно чисто идеологических стихов. Конечно, ими не исчерпывается его творчество. В стихотворениях «А вы могли бы?» и «Хорошее отношение к лошадям», к примеру, действительно никакой идеологии днем с огнем не сыщешь. А вот в «Стихи о советском паспорте» и многочисленных четверостишиях для окон РОСТа — хоть отбавляй. Что не мешает многим из подобных стихов быть очень талантливыми с поэтической точки зрения.
 
 
> Wanderer, ты другие прпоизведения Баха читал? На пример, «Иллюзии, или приключения Мессии, который Мессией быть не хотел»?
 
 
Нет, не доводилось.
 
 
>> Я знаю христиан, которые любят и высоко ценят эту книгу; знаю других христиан, которые относятся к ней прохладно или даже считают вредной; знаю тех, кто к ней довольно равнодушен (вроде меня).
 
> А я знаю христиан, которые любят и высоко ценят творчество Лазаря (того, что карму диагностирует), делает ли это оное творчество хоть на каплю более христианским?
 
 
Не знаю, мне трудно судить об этом: я его тоже не читал. К тому же я имею в виду вполне сознательных христиан, которые как раз достаточно щепетильны в отношении того, что читать (в плане вреда/пользы с религиозной и нравственной точки зрения).
 
 
>> Но в любом случае — это хорошая литература прежде всего, и в силу самого этого факта, ИМВВВВВХО, небесполезна для христианина.
 
> Дык, не пояснишь ли свою мысль. Правильно ли я понял, что ты считаешь, что любая качественная художественная литература в не зависимость от содержания и идей, которые в ней заложенны — полезна для христиан?
 
 
Да. Подробно пояснять сейчас не буду, а то завязну. Можем когда-нибудь к этому вернуться.
 
 
(Конечно, христианину следует избегать того в искусстве, что  способствует развитию в нем лично порочных наклонностей. Но это очень индивидуально. К примеру, один человек рассказывал мне, что в отрочестве чтение одного известного классического произведения — принципиально не стану называть его — вызывало в нем неуемный прилив блудных помыслов, а когда он повзрослел и перечитал — ничего подобного не было. Многие же другие читают ту же книгу, и всё у них с целомудрием остается в порядке. И т.п.)
 
 
>> Автор определенно писал ее как литературное произведение, а не как рупор какой-то религиозной идеи.
 
>
 
> А ты читал, что автор сам говорит по этому поводу?
 
>
 
> Слово Ричарду Баху:
 
> —————
 
> Я знаю, что существуют различные уровни моего существа и что они  меня  используют иногда совершенно бесстыдно. К примеру, «Чайка Джонатан». «Чайка» была первым, что я вообще написал в своей жизни (первая часть  "Чайки").  В тот момент я не мог найти работу и решил стать писателем.  И вот,  что со мной произошло.  Я получил мистический опыт:  я увидел, как вся эта история про  чайку  разворачивается перед моими глазами в полном цвете на очень широком экране. И я услышал имя — Джонатан Ливингстон — и это меня испугало.  И  пока я старался понять,  что со мной происходит,  я стал видеть сцены из книжки.  И это настолько  меня  затянуло,  что  я понял, что  мне надо записать это.  Я записал две трети книжки,  и она вдруг остановилась. И я подумал: чем же это все кончится? Я просиживал часами, стараясь изобрести что-нибудь, но у меня ничего не получалось. К этому моменту я знал Джонатана так хорошо, я жил в его сердце, что я должен был знать,  что произойдет дальше...  Прошло восемь лет.  И вот спустя эти годы,  за полторы тысячи миль от дома, в штате Айова — бац! — в   пять   часов  утра,  прямо  как  продолжение  сна  я  вижу,  чем заканчивается история.  И восемь лет пронеслись,  как одна секунда.  Я сразу же вспомнил, на каком месте закончилась первая часть. И подумал: да, конечно, эта история должна заканчиваться именно так. Неоконченная рукопись «Чайки»  вместе  с  другими  хранилась  у  меня в подвале.  Я помнил, что она была написана зелеными чернилами.  И я нашел ее.  И  я увидел, что  продолжение  пришло  ко  мне  точно  с того места,  где я закончил. Все  это  должно  было  случиться  именно  так.  
 
> (http://lib.ru/RBACH/rb-int.txt)
 
 
Ну и что. Творческий процесс у каждого имеет какие-то особенности.
 
 
> И еще:
 
> ———-
 
>      В этот момент  к нам подкатил маленький робот, державший в
 
> манипуляторах   новый    кристалл,   под   тяжестью    которого
 
> поскрипывали амортизаторы. Он осторожно  установил  кристалл на
 
> стол  Аткина,  дал  два  негромких  звонка,  и укатил вдоль  по
 
> проходу.
 
>
 
>      — Отсюда, — поинтересовался я, -... все идеи? Изобретения?
 
> Ответы?
 
>
 
>      — Не  все,    сказала  Тинк.    Есть ответы, которые  вы
 
> получаете сами  на основе собственного жизненного опыта. Отсюда
 
> приходят только самые странные, самые неожиданные,
 
>      те, на  которые  вы  наталкиваетесь, когда освободитесь от
 
> наваждения  повседневности.  Мы просто  просеиваем бесчисленные
 
> возможности и отбираем из них те, которые вам понравятся.
 
>
 
>      — А  идеи  рассказов?    спросил  я.   Идеи книг?  Чайка
 
> Джонатан тоже пришла отсюда?
 
>
 
>      — Рассказ  о  чайке   для   тебя  был  просто  идеален,  -
 
> нахмурилась она,  - но ты  только начинал тогда писать и ничего
 
> не хотел слушать.
 
>
 
>      — Тинк, я слушал!
 
>
 
>      Ее глаза вспыхнули.  - И он  еще говорит, что  слушал!  Ты
 
> хотел писать, но только чтобы в  твоих  произведениях  не  было
 
> ничего слишком необычного. Я из сил  выбилась, пытаясь привлечь
 
> твое внимание!
 
>
 
>      — Из сил выбилась?
 
>
 
>      — Пришлось подействовать на твою психику, — сказала она, и
 
> в ее голосе послышалось огорчение. Я этого страшно
 
>      не  люблю.  Но если бы я  тогда  не прокричала тебе в  ухо
 
> название, если бы  не прокрутила весь сюжет, словно фильм перед
 
> носом, бедный Джонатан был бы обречен!
 
>
 
>      — Ты не кричала.
 
>
 
>      — Да,  но  ощущение у меня было именно  такое  после  всех
 
> попыток до тебя достучаться.
 
>
 
>      Значит тогда я слышал голос  Тинк!  Это  было очень давно,
 
> темной ночью. Никакого крика, просто совершенно спокойный голос
 
> произнес:  "Чайка  Джонатан  Ливингстон". Поблизости никого  не
 
> было, и я до смерти перепугался, услышав этот голос.
 
>
 
>      — Спасибо, что ты в меня верила, — сказал я.
 
>
 
>      — Пожалуйста, — ответила она, смягчившись. Она  посмотрела
 
> на нас  торжественно.  Мы  помахали  рукой  и комната растаяла,
 
> сменилась уже знакомым  хаосом. В следующее мгновение мы, как и
 
> следовало ожидать, оказались в  кабине  самолета, отрывающегося
 
> от поверхности воды. Рука Лесли лежала на рукоятке газа. Первый
 
> раз  с  тех  пор,  как началось это необычное  путешествие,  мы
 
> улетали с чувством восхищения, а не печали.
 
> (Единственная. http://lib.ru/RBACH/one.txt)
 
> ————-
 
>
 
> Последня цитата была из художественного произведенния.
 
 
Тем более. Оно же художественное.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]