Re (18): Спасается ли?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 00:08:38 06/08/2001
в ответ на: Re (17): Спасается ли?, отправлено Братец Дык, православный обнагленец, 07:01:57 05/08/2001
 
>>>>> Тут еще одна проблема. Спасается ли некрещеный младенец в случае непредвиденной смерти? И, если мы не можем однозначно утверждать, что нет, то не можем утверждать того же и в отношении неверующих и инославных. Или, все же, есть разница?
 
>>>> Всю свою сознательную христианскую жизнь сколько ни силился я, так и не смог представить себе Всемилостивого Бога, — Того САмого, Который возлюбил всякого человека приходящего в мир такой любовью, что принял его плоть и взошел на крест, — посылающего ребеночка на вечные муки (да даже и не вечные) только за то, что родители его не покрестили (или, тем более, если они и не знали. что это надо делать).
 
>>> Вандерер, я правильно понял из Вашего сообщения, что хотя Вам так и не удалось себе представить Всемилостивого Бога, посылающего ребеночка на муки (вечные или нет), Вы тем не менее весьма и весьма не плохо продвинулись в этом деле. А именно представить себе «Всемилостивого Бога, — Того САмого, Который возлюбил всякого человека приходящего в мир такой любовью, что принял его плоть и взошел на крест», — посылающего взрослого человека на муки для Вас особых проблем уже не предстовляет.
 
>> Братец Дык, думаю, что Вы прекрасно понимаете, что я хотел сказать.
 
>> Но на всякий случай поясню: про взрослого проще представить себе. Не могу сказать, что всё в этом остается для меня понятным, но проще.
 
> Понимать-то  - более не менее понимаю, а вот с иронизировать не удержался. :)
 
> Но ближе к сути дела, лично я не вижу особой разницы между взрослым и ребенком в этом вопросе (особенно, если учесть, что мы говорим не только про новорожденых, но и скажем пятилетних).
 
Я-то как раз не вижу разницы между новорожденным и пятилетним: ни тот, ни другой не делает СОЗНАТЕЛЬНОГО выбора между жизнью с Богом и жизнью без Него. И тот, и другой несет на себе порчу первородного греха, но это не есть результат его сознательного выбора, и едва ли уместно предполагать, что Бог не может ее одолеть, как одолевает в таинстве Крещения.
 
 
> Если Вам проще представить себе взрослых, то объясните мне, что может заставить Всемилостливого Бога послать взрослого человека на вечные муки?
 
 
Слово «посылает» действительно правильно взять в кавычки. Бог, ИМХО, никого туда не посылает. Но всемогущество Бога и Его неисчерпаемое милосердие не означает того, что Он ради них отменяет человеческую свободу: в ситуации сознательного выбора человека, упорствующего в своем желании не быть с Богом и настойчиво отвергающего Его любовь, будет ли Бог силой навязывать Себя и Свою любовь? Впрочем, наши возможности осмысливать тайну Божества ограничены.
 
 
>>>> Кстати говоря, не могу представить себе и другого: Всемогущего Бога, Который оказался бы связан человеческими ритуальными действиями (пусть даже и Им Самим установленными, но вверенными несовершенным людям) настолько, что уже ничего не может сделать, чтобы избавить младенца от вечных мук, и вынужден бездействовать в отношении младенца, не оказывая ему Своей (всемогущей, казалось бы) помощи — хотя при виде младенца, которому грозит гибель, может дрогнуть сердце даже самого чертствого и жестокосердного человека.
 
>>> И тут тоже, чего зацыкливаться на младенцах, это так же можно обобщить на всех людей вообще. А заодно и на падших ангелов. В самом деле, они существа хоть и могущественней людей, но тоже конечные, что же мы и они такого можем сделать, что бы ВСЕмилостливый, ВСЕмогущий, Бесконечный Бог, НЕ СМОГ бы простить и исправить???
 
>>> Жду от Вас объяснений этого или исповедания апокатастасиса. :)
 
>> Вопрос, который задавали и продолжают задавать очень многие в истории Церкви (от вполне признанных Свв. Отцов до нашего времени: русское религиозно-философское возрождение 1-й пол. 20 в. внесло в это немалую лепту). Некоторые даже пытались дать на него ответ (у Григория Нисского он один, у Дионисия Александрийского — другой, у Флоренского — третий, у Булгакова — совсем другой и т.д.). Я тоже часто думаю на эту тему. Ответа у меня нет: ТАМ об этом узнаем.
 
> Естественно, там разберемся. :) Но не имея ответа в главном, лично мне страшно делать выводы о частных случаях.
 
> Тема этой ветки является хорошей иллюстрацией.
 
> Вы не можите представить себе что некрещенные младенцы не спасутся, но Вы ведь сами, наверняка, понимаете, что, если мы что-то не можем представить, не означает, что этого не может быть.
 
 
В данном конкретном вопросе для меня это не довод.
 
 
> Делая вывод, что некрещенные младенцы спасутся, мы рискуем узнать на Страшном Суде, что мы погубили души нескольких младенцев (вместе с объеснением как это сочетается с тем, что Бог — Всеблаг).
 
 
О том же самому знАют вместе с нами многие великие святые 1-го тысячелетия, в общинах которых не было проинято крестить младенцев (а, стало быть, отсутствовало учение о неспасении некрещеных младенцев, пробивающееся в христианской мысли — не путать с общепринятым учением Церкви! — довольно поздно). Не слишком ли дорогая цена укора за то, что кто-то не слишком ревностно исполнял довольно поздно сложившуюся в Церкви практику. Ситуация на моделируемом Вами страшном суде окажется особенно «циничной» для тех верных чад Церкви, которые искренне желали покрестить младенца при первой же возможности, но по какому-то стечению обстоятельств оказались этой возможности лишены.
 
Наконец, самую обширный круг «детского ада» составят вечно корчащиеся нескончаемыми муками в когтях сатаны и не имеющие ни малейшей возможности оттуда избавиться миллиарды младенцев, родившихся в среде народов, не знающих проповеди Благой Вести. Братец Дык, Вам не жутко от такой перспективы.
 
Честно признаюсь, что в ТАКОГО бога я не верую.
 
 
> ИМХО, игра здесь не стоит свечь.
 
 
Пусть это и останется Вашим ХО.
 
 
>> Апокатастасис в оригеновском смысле слова никоим образом не исповедую. Апокатастасис в широком смысле слова — допускаю, при этом ясно отдавая себе отчет, что в своих умозаключениях могу ошибаться.
 
> А в широком смысле это как?
 
 
Я имею в виду конечное восстановление всех людей, не предполагающее оригеновское предсуществование душ со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 
У ОО Ц были разные точки зрения на этот вопрос. Восточная христианская мысль всегда оставляла дверь для такого рода надежд приоткрытой. Западная со временем прикрыла, но сейчас начинает приоткрывать. В частности, введением чинопоследования отпевания некрещеных младенцев.
 
Самую обстоятельную историю вопроса Вы можете найти в трилогии Г.Урса фон Балтазара, которую  в английском переводе Вы сможете найти целиком в одном томе под общим заголовком: Hans Urs von Balthasar, Dare We Hope «That All Men Be Saved»? With a Short Discourse on Hell. San Francisco: Ignatius Press, 1988.
 
У русских религиозных мыслителей Вы сможете найти эту тему у Флоренского (в «Столпе»), у Сергия Булгакова (в «Апокалипсисе»), у Франка (не помню где) и у ряда других.
 
 
>>>> Смею догадываться также, что в тех раннехристианских общинах, где не было принято младенческое крещения (а к таким общинам принадлежали многие из выдающихся Отцов Церкви), подобное тоже с трудом себе представляли.
 
>>> А чего тут гадать, можно открыть этих самых отцов и прочитать, что они писали о Крещении. Считали ли они его опциональным в деле нашего спасения или нет.
 
>> Не беспокойтесь, читал. Вопрос, однако, не о крещении вообще, а о младенческом крещении. К тому же, «опциональность» не тождественна «абсолютной необходимости».
 
> Вы наверно имели ввиду «опциональность» не антогонистична «абсолютной необходимости»? :)
 
 
Я имел в виду то, что написал.
 
 
> А Вас не насторожило, что в писаниях св. Отцов всегда говорится о крещении вообще, о спасении вообще, без относительно к возрасту?
 
 
Вы готовы утверждать, что проштудировали писания всех ОО от и до. У них много всего разного на эту тему, и это надо изучать ( в т.ч., и в историческом контексте), а не утверждать о наличии мифического «общего учения» Свв.ОО в данном конкретном вопросе (как и во многих других).
 
 
> Можете ли Вы привести утверждения св. Отцов говорящие специфично о спасении детей? Мне такие не попадались. Более того я не знаю ничего подобного в практики Церкви: например, наличие практики *не моления* за души умерших младенцев, или отдельного чина отпевания младенцев.
 
 
Возьмите и обстоятельно изучите вопрос. Откройте, напр., такое добростовестное научное справочно издание, как «Oxford Dictionary of the Christiab Church» (он даже не католический, а англиканский, с серьезным уклоном в позитивную науку), — или какое-нибудь аналогичное, поновее, — откройте там статью «Infant baptism» и изучите не только ее очень компактный текст, но и все работы, приводимые там в библиографии. В этих трудах в найдете, в частности, и то, где и у каких ОО и в каких раннехристианских текстах есть суждения (или просто сведения) на эту тему.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]