Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 18:56:57 07/08/2001в ответ на: Чистилище, отправлено Фамарь, христианка, РПЦ МП, 21:09:49 06/08/2001> Петр, что-то я такое припоминаю, что, вроде, католическое учение говорит, что некрещеные младенцы попадают в сабж? Или это ему приписывают? Нет, это не одно и то же. И даже вроде бы не там же. :-) Учение о так называемом «лимбе» (лат. limbus – буквально «край», «кайма») никогда не было четко сформулировано в официальных вероучительных документах КЦ (есть только одно упоминание у папы Пия VI, где лимб как какое-то промежуточное место между раем и адом характеризуется не иначе, как «пелагианская сказка»), а было чистейшей воды теологуменом отдельных католических богословов (начиная с 11 в.), хотя и широко распространенным. Считалось, что в лимбе находятся души, которые лишены возможности полного блаженства в лицезрении Бога, но не осуждены ни на какое (иное) наказание (так, в частн., у Петра Ломбарда). Различали «limbus patrum» (лимб отцов), в котором пребывали ветхозаветные праведники до искупления их во Христе (то же, что «лоно Авраамово»), и «limbus infantium» (лимб младенцев), в котором вечно пребывают души «невозрожденных», т.е. тех, кто не очищен от причастности первородному греху, но свободен от личного греха, как, напр., некрещеные младенцы (некоторые включали сюда и языческих праведников: так, напр., у Данте, где лимб предваряет собой круги ада, являясь, как это ни прискорбно, его частью). Фома Аквинский считал, что души в лимбе, хотя и лишены сверхъестественного блаженства, обладают всей полнотой блаженства естественного; аналогичное мнение у Дунса Скота). Еще раньше (в 1201 г.) папа Иннокентий III сформулировал эту же идею так: «Кара за первородный грех есть отлученность от лицезрения Бога, кара за действительный грех есть мука геенны огненной». С другой стороны, в 15 в. Флорентийский Собор сформулирует учение о неодинаковости кары в аду. Т.о., в учении средневековой КЦ налицо тенденция к тому, чтобы считать местом (состоянием) пребывания душ некрещеных младенцев ад, который является – вне зависимости от степени «мягкости» кары для той или иной индивидуальной души – вечным осуждением. Впрочем, к позднему средневековью всё-таки стала намечаться и другая линия в западной мысли (Жерсон, Каетан), но это были опять же теологумены. Они и привели КЦ к попыткам пересмотра столь категоричной позиции, выразившихся в мнениях ряда современных богословов (Ранер, Шелль) и в достаточно обнадеживающем официальном учении, выраженном в «Катехизисе Католической Церкви», пар. 1257-61: http://www.nccbuscc.org/catechism/text/pt2sect2.htm#art1 (к сожалению, в сети этот раздел по-русски еще не выложен, здесь по-американски) Коротко о происхождении идеи «лимба младенцев»: В древней Церкви мнения об участи некрещеных младенцев были различные: напр., св. Ефрем Сирин помещает их в раю, сходная точка зрения у св. Григория Нисского. Совсем противоположную позицию занимает Августин в своих спорах против Пелагия: младенцы, умершие без крещения, приемлют кару проклятия. Та же идея подтверждена на антипелагианском Карфагенском Соборе 418 г., анафематствующем тех, кто считает иначе и утверждает, что есть какое-то особое место упокоения душ некрещеных младенцев. Некоторые считали, что они определенно страдают в вечном огне (трактат «Петру о вере», ошибочно приписываемый Августину). Другие, как сам Августин, считали, что их место – в аду, но их кара там – «наиболее мягкая из всех». Отсюда растут ноги у «лимба младенцев». > И, вообще, с чем этот самый сабж едят (если модераторы не сочтут за оффтопик)? Вот что сказано о сабже в том же ККЦ (эта часть доступна в сети и по-русски), пар 1030-32: http://www.catholic.ru:981/ccc/1020.html