Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 19:01:01 07/08/2001в ответ на: Re: Нью-Эйдж, отправлено Anton, Православный, РПЦ, 13:56:11 06/08/2001>> Если я правильно понял, чтобы достигнуть нирваны (рая) > Нирвана и рай принципиально отличаются. Нирвана это небытие. Рай это единение с Богом. Извините, что вмешиваюсь. Но на правах бывшего индолога позволю себе высказать некоторое возражение. В Нью-эйдже я решительно ничего не смыслю, а вот в буддизме немножко разбираюсь. Правда, диссертация у меня была по индуистским текстам, но заниматься ими, находясь в полном неведении о буддизме, было невозможно. Так что, вовсе не считая себя в нем специалистом, могу с уверенностью сказать, что мои знания о нем находятся всё же чуть выше чисто дилетантского уровня. Так вот, дело в том, что широко распространенное среди небуддистов толкование «нирваны» как «небытия» является ошибочным. «Нирвана» (буквально в переводе с санскрита – «угасание») не понимается буддистами как небытие, а понимается как инобытие. Ни один сознательный буддист с толкованием ее как небытия никогда не согласится. Согласно буддийским представлением, человек, достигший нирваны, не перестает существовать физически, однако желания в нем уже окончательно угасли, и новых желаний возникнуть уже не может; он уже не обречен на новые перерождения, после своей физической смерти (т.н. «паринирвана» – «окончательное угасание») он уже не родится вновь. Но это всё равно не небытие. Конечно, ничего общего с понятием «рая» это не имеет. В индийских религиях, при совершенно иной картине мира, нежели в религиях авраамических (многократность рождений индивидуума там – однократность рождения здесь), вИдение спасения также совершенно иное: там оно сводится к освобождению от необходимости перерождаться. Однако каждая из индийских религий (а также различные ветви этих религий и различные школы в них) видят по-разному «механизм» осуществления этого освобождения, а стало быть – и практический путь осуществления. Если же говорить о сущностном соответствии «нирваны» в буддизме «раю» в авраамических религиях, то отдаленное сходство имеется в буддизме махаяны, где всё-таки существует некое подобие Абсолюта (использую этот термин с известной мерой условности) и нирвана предполагает соединение с ним. Сразу же хочу оговориться, что я попытался изложить всё это с предельной степенью упрощения, а любое упрощение в подобных вопросах всегда чревато той или иной мерой искажения. Вообще ведение разговора о восточных религиях и философских системах посредством европейской религиозно-философской терминологии и попыткой пересчета их понятий в наш категориальный аппарат оборачивается, с одной стороны, искажением, с другой – ложным впечатлением о сходствах с христианством (здесь, кстати, таится один из источников широко распространенного религиозного индифферентизма и всякого рода синкретической блаватни).