Re: Апокатастасис


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 19:06:35 07/08/2001
в ответ на: Апокатастасис, отправлено Александр Иванов, православный, РПЦ, 06:47:57 06/08/2001
 
>> Я имею в виду конечное восстановление всех людей, не предполагающее оригеновское предсуществование душ со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 
>> У ОО Ц были разные точки зрения на этот вопрос. Восточная христианская мысль всегда оставляла дверь для такого рода надежд приоткрытой.
 
>
 
> Это неправда. Кто-то из восточных отцов действительно писал на эту тему (о конечном спасении всех людей), но его учение было отвергнуто Церковью, как ошибочное. Статьи же наших религиозных мыслителей вообще не в счет, там при желании можно много всякого найти, их труды имеют отношение к учению Церкви лишь настолько, насколько они ему не противоречат.
 
 
Если апокатастасис Оригена, основывающийся на идее предсуществования душ и окончательного возвращения их в ангельское состояние, был осужден как ересь на V Вселенском Соборе (так и быть, оставим в стороне спорные мнения ряда историков относительно того, что 11 анафематисм этого Собора – более поздняя интерполяция), то совсем иного рода мнения Климента и Дионисия Александрийских, а также Григория Нисского и еще более осторожные догадки ряда других Отцов Церкви, допускающих возможность рассматривать слова Христа «и пойдут сии в муку вечную» не в совсем буквальном смысле, вовсе не были осуждены ни одним из церковных соборов. Само по себе это не свидетельствует о том, что они не ошибочны, но является, имхо, признаком того, что Церковь 1-го тыс.-л. не усматривала особой опасности в размышлениях на эту тему.
 
Аналогичным образом не было никаких попыток осуждения на соборном или даже просто официальном уровне (как в случае, пусть и сомнительном во многих отношениях, с софиологией) размышлений на эти тему Флоренского, Булгакова, Франка, Амфитеатрова, Экземплярского и др.
 
Я никоим образом не утверждаю, что Православная Церковь стоит на позициях апокатастасиса (в любом смысле) или имеет к нему тенденцию. Я сказал лишь, что восточная христианская мысль (а даже не Церковь в институциональном смысле) оставляла дверь для надежд такого рода ПРИоткрытой (использовав следом за С.С.Аверинцевым именно этот глагол, поскольку он, на мой взгляд, вполне очень точно отражает положение дел).
 
 
ЗЫ Хочу теперь объявить о своем желании немного попоститься. В КЦ нет Успенского поста, но я решил всё же повоздержаться от чрезмерного сидения в сети, а заодно и сделать «экуменический жест» :-) – продолжить пост и после Успения по н.ст. вплоть до Успения по ст.ст. Поэтому до 28 августа (н.ст) я буду посещать «Православную беседу» только как читатель и ответы на любые вопросы последуют не ранее указанного срока.
 
Плодотворного Успенского поста и вам всем желаю!
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]