Отправлено Александр Иванов, православный, РПЦ, 20:41:23 12/08/2001в ответ на: Re (29): Спасается ли?, отправлено Братец Дык, православный обнагленец, 18:13:30 12/08/2001>> Это так, но именно сегодня, ИМХО, можно говорить о пользе возвращения к этой практике. Аргументы я уже приводил. Не могу понять, почему Вы считаете эту практику недопустимой сегодня. > > Ну, первое, ты вообще не описал, что из себя эта практика представляет. Точнее описал ее только апофатически: не крестить младенцев. А когда их крестить, а что делать до этого и т.д. и т.п. :) Мой духовник советует крестить лет в 5-6, когда ребенку уже можно более-менее объяснить смысл Таинства (на его детском уровне, конечно). До этого посещение храма, по мере прихода в возраст обучение молитве, в общем христианское воспитание. > Второе, мне эта практика не нравится, потому что она подвергает риску души детей, которых не торопятся крестить. Это не то же самое, что оглашаемые, так как в их случае не высказано даже желания креститься. Желание крестить детей выражают родители и восприемники. Это происходит с младенцами, это происходит и с детьми постарше, но тогда детям уже можно кое-что объяснить, и ребенок сможет мало-мальски сознательно участвовать в Таинстве. Никакого риска при таком подходе нет, желание крестить ребенка есть еще до его рождения, но само событие откладывается для прихода ребенка в разумный возраст. Время это даром не теряется, ребенок получает надлежащее христианское воспитание. > Так как на сегодняшний день Церковь не пришла к однозначному выводу о судьбе некрещенных младенцев (и не только их), то я считаю это не оправданым риском. Эта фраза более чем странная. Однозначного вывода о судьбе любого человека Церковь сделать не может, разве только по особым откровениям о святых. Но ведь мы отсюда никак не можем сделать вывод, что неканонизированные христиане не спасутся? :-) До Христа младенцы умирали, тогда не существовало Церкви и таинств, что же? Бог являл на свет нового человека чтобы потом, не дав ему шанса проявить свою любовь ко Творцу, навечно его отправить в мучения? Это Бог-Любовь? А после пришествия Спасителя (от слова «спасать»!) неужто спасение человеков усложнилось? Напротив, должно облегчиться! Разве не так? > Помимо этого, отстрочка с крещением означает и отстрочку в реальном участии в жизни Церкви причащении Святых Даров, означет отстрочку в соборной молитве Церкви о тебе. Младенец участвует в жизни Церкви посредством духовной связи со своими родителями, членами Церкви, об этом я уже писал Фамари. Соборная молитва Церкви не исчерпывается богослужением: я, жена, верующие родственники, наконец, православные форумчане помолятся чем не церковная молитва? > Кстати, сегодня не соблюдается и другая практика практика крещения младенцев, так как крестят всех, а не только детей православных христиан живущих в Церкви. Эта отдельная больная тема. > Мне кажется, начинать надо с исправления этой практики, прежде чем браться за более радикальные меры. Я вовсе не призываю начинать борьбу за отмену крещения младенцев :-) Я просто пытаюсь показать, что в Церкви вполне могут уживаться одновременно разные практики, так было изначально. Крещение ребенка дело веры родителей. Считают, что лучше крестить раньше пожалуйста, лишь бы своих обязанностей не забывали. То, что практика откладывания крещения младенцев вызывает смущение, на мой взгляд, говорит о неверном понимании смысла Таинства, о неверных стереотипах. Вот это тревожный сигнал. >>> Кстати, а что ты понимаешь под серьезной подготовкой к Таинству Крещения? >> >> Изучение основ Православной веры, в том числе понимание происходящего в таинстве Крещения. > > ИМХО, «основы Православной веры» для готовихщася к Святому Крещению Символ Веры + христологический догмат + объяснение иконопочитания + желательно объяснение Святых Таинств в Церкви совершаемых. Все это можно запихнуть без потрери качества при желании в 2 3 часовую лекцию. ИМХО, не менее важно объяснить желающему креститься, какие обязательства он берет на себя перед Богом и что от него ожидается в дальнейшем (на пример, что крещение это только начало пути, что еженедельное посещение церкви это норма поведения каждого православного, а не удел «особо озабоченных» спасением, а так же место и важность исповеди и причастия в жизни христианиниа и как готовиться к этим таинствам) еще одна 2 часовая лекция. Вы употребили очень показательное слово: «запихнуть», мне других контр-доводов и искать не нужно :-) Это не обучение, это профанирование христианского учения. Боюсь называть конкретные сроки, но на мой взгляд необходимо минимум полгода регулярных занятий под руководством опытного священника, чтение нужных книжек в правильном порядке, обязательное регулярное участие в богослужении (в канонических рамках, ессно). >> В самих желаниях ничего плохого, но в той поспешности с которой новоначальный стремиться получить дары заключена опасность. В духовной жизни важно рассуждение и постепенность в духовном росте, поэтому нетерпение следует отсекать сразу. > > Извини, но мы не можем контролировать «постепенность в духовном росте» духовный рост нам подает Господь, и Он же, очевидно, контролирует его постепенность. :) > Мы можем только контролировать кол-во усилий которые мы прилагаем для этого. Под постепенностью в духовном росте я разумел принятие на себя обязательств сообразно своим силам, своему духовному уровню. Не перепрыгивать через несколько ступенек. А то бывает, не успеет человек научиться регулярной внимательной словесной молитве, а уже рвется стяжать дар непрестанной умной молитвы. Вот что опасно. Но не будем отклоняться от нашей темы. > С тем что, нетерпение следует отсекать сразу, я с тобой согласен, но ведь это зание приходит уже с каким-никаким, но опытом, как же можно винить новоночального, еще только желающегося креститься в непонимании этого. Винить, разумеется, не надо. Нужно объяснить, научить. О том и речь. > Для того, вчастности, он и креститься идет (покрайне будем надеятся) чтобы это знание и множество других приобрести. Для получения знания крещение не нужно. Опыт показывает, что при подготовке к крещению человеку легче понудить себя к чтению и даже молитве, чем после крещения, т.к. в первом случае цель более близка и понятна для новоначального. Такова поврежденная человеческая природа. > Возможно, Гоподь зачтет ему намерение креститься за само крещение. Впрочем, у меня вызывает большой скепсись, такой гипотетический пример: человек решил креститься, потом в течении нескольких лет он почитывает христианские книги, время от времени приходит на службу, чтобы лучше разобраться в ней, общается с христьянами, возможно и по интернету, задает им вопросы, спорит и.т.д и т.п., а потом внезапно умирает так и не успев креститься. > Что ты о таком случае скажешь, если это достойная подготовка к Таинству Крещения? «почитывает..., время от времени приходит на службу» это не та подготовка, о которой говорил я (см. выше). > Дело в том, что Оглашение не было «просто подготовкой» к Крещению. Оно было частью Крещения, с молитвами произносимми над оглашаемыми, молитвами за них, определенной процедуре, которой следовали оглашаемые и так далее. > И что для меня является самой главной разницей между практикой оглашения и то о чем говоришь ты это источник от куда исходила инициатива. > В случае с оглашеными, они приходили в церковь желая быть покреститься, стать христианинами, а Церковь ставила им условия для этого, которые они должны были выполнить (это и некоторое время, чтобы проверить серьезность их намерений, способность жить по христиански, и необходимость выучить основы веры). > В том что описываешь ты инициатива исходит от самого желающего покреститься, ему де надлежит сначало подучиться а потом на порог соваться. Не вижу особой разницы. Желающий креститься приходит в храм и обращается к батюшке. И батюшка волен задать ему вопросы и поставить условия, а может и покрестить не глядя, в зависимости от того, насколько серьезно священник относится к своим обязанностям. Если священник предпочитает механическое требоисполнительство, то лучше обратиться к другому (совет желающим окреститься читателям форума) > И сегодня возможна и желательна ситуация, когда взрослый человек прийдя к священнику покреститься получает от него задание сначало выполнить то-то и то-то. Конечно. И это правильно. > Ты же предлагаешь самому новоначальному сначало повысить свой уровень. Это не совсем так, не буду повторяться.