Государство и анархия: Ссылка по теме


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Обскурант, весьма обскурантское, 16:58:47 19/09/2001
в ответ на: Давайте попробуем, отправлено Обскурант, весьма обскурантское, 23:22:08 17/09/2001
 
> Разве у нас нет больше государств? Армий? Налогов? Разве зря на всех языках есть эквивалент выражения «все для фронта, все для победы»? Разве зря рассказана сказка про веник? Один в поле — не воин. Армия — вот это воин.
 
 
> И не американская это война. Это уже давно — наша война. Дольше, чем американская. Чечня... Дагестан... Таджикистан... Москва. Все это наша война. Героин на московских улицах — тоже наша война.
 
 
> Так что если у нас есть государство — вопрос не к нам. А если мы и как прежде, живем в анархии... значит, придется начать с начала. С государства. Оно ведь не аппарат насилия, как нас учили по дедушке Ленину, а просто институт самоорганизации общества. И только.
 
 
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=563&idbl=&id=6030
 
 
В свете этого действительно революционного переворота — государство, как институт, утратило свое последнее монопольное право — разговоры о вине Америки представляются весьма бессмысленными. Новые изобретения применяются в человекоубийственных целях не потому, что кто-то в чем-то виноват, а потому что очень хочется испробовать. Америка могла быть стократ более виновна, нежели говорят о ней сейчас самые ожесточенные ее противники, а могла быть и, напротив, абсолютно безгреховной — что в том, что в другом случае это ничего бы не изменило. Америка стала объектом удара не потому, что она дьявол, и не потому, что она ангел, а потому что она — самое сильное государство мира. Успешно подвергнуть самое сильное государство анонимной стратегической атаке — значит успешно утвердить принцип тотальной силовой неопределенности. Объектом атаки было государство как таковое, идея государства, как монопольного субъекта насилия, и поэтому атакованы были все — абсолютно все — государства мира безотносительно к их внутреннему устройству, к тому, как они относятся к США, сколь они привержены демократии etc. Разрушалось государство в своем базовом, первичном назначении — быть удерживающей силой, государство, о котором сказано «нет власти, аще не от Бога».
 
 
Бесчисленные слова сказаны об ужасах войн между государствами, однако эти войны хотя бы имели внятно опознаваемых субъектов-суверенов, эти войны имели начало и конец, они велись хоть в каких-то рамках, и суверены, решая вопросы войны и мира, обладали хоть каким-то инстинктом самосохранения. Утрата всего этого, произошедшая 11 сентября, означает ужас неизмеримо больший. На Манхэттене замогильно пахнуло древним Хаосом, и разговоры о вине Америки, а равно о том, что с третьим миром «делиться надо», поражают мелочным непониманием масштабов катастрофы.
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]