Отправлено Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 17:17:23 08/10/2001в ответ на: Re: Ну так давайте разбираться, отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 03:01:13 08/10/2001>>> ...Но почему эта самодисциплина обязательно должна базироваться на тех или иных положениях тела? > Необходимость поста (если основываться на Евангелии) отрицать не стану, но ума не приложу, как это связано с моим вопросом. Христос говорит о важности (или даже необходимости) молиты и поста, но нигде не предписывает ни сроков, ни продолжительности, ни форм. Это не так. И срок (перед выходом на проповедь, т.е. перед деланием преимуществено духовным), и продолжительность (40 дней) и форма (удалился в пустыню, не вкушая пищи настолько, что даже сатана счёл возможным приступить к Нему с искушениями) поста Им были показаны. То, что через всё Евангелие красной нитью проходит как-бы призыв Христа «делай, как Я», надеюсь, Вы отрицать не станете. > Я просто к вопросу о разнообразии. Ага. Я, кажется, понимаю... Сейчас (или совсем скоро) Вы заговорите об опыте Францисков и Терез... > Вообще же новозаветный призыв к непрестанной молитве вовсе ведь не означает призыва ко всем непрестанно стоять на молитве и более ничего не делать, кроме самого необходимого. Он означает (и Вы это не хуже меня знаете), что я должен стремиться к тому, чтобы молитва во мне присутствовала постоянно: не только тогда, когда я участвую в богослужении или непосредственно молюсь (читаю правило или как-то иначе), но и тогда, когда я работаю, ем, пью, отвечаю на постинги в интернете и даже (уж простите меня) когда посещаю нужник или когда осуществляю супружескую интимную близость. Вы правильно подметили, что призыв новозаветный. А супружеская интимная близость, простите, это жизнь по плоти, жизнь ветхозаветная-с. Оговорюсь, впрочем, что этот аспект я никому не навязываю. Православных отсылаю к «Призванию Авраама» Лурье (с которым, за исключением деталей, я в общем согласен), а Вас к доктрине аббатства Клюни :) И ещё правильно сказали о стремлении к постоянному присутствию в Вас молитвы, но чтобы молитва жила в Вас, для этого труд надобен, труд великий. И здесь без аскезы ну никак. > ..И слава Богу, что отдельным пастырям удавалось не сломаться при трудных условиях жизни. Что Вы называете трудными условиями? Аскезу? Я искушение материальными благами и властью. > Но, поверьте, я встречал немало пастырей, монашествующих и мирян обеих конфессий, у которых аскеза, возведенная в самоцель, оборачивалась мизантропией: имитация любви к Богу посредством исполнения некоторых норм (и сверхнорм) аскезы не оставляла никакого места для любви к ближнему. А причём здесь это? Ну почему Вы мне постоянно инкриминируете всякую чушь, которую я никогда не подразумевал? Ну когда я говорил об аскезе, как самоцели? Это орудие, не более... И не менее, впрочем. > Зато, напротив, немало мест, где Спаситель, непосредственно упоминая конкретные аскетические практики, говорит о том, как они могут оказаться бессмысленными и исполняться «в суд и во осуждение» (употребляю это выражение исключительно по аналогии). У Вас странная логика какая-то. Если Спаситель осуждал фарисеев, практиковавших внешний аскетизм, «внутри же суть исполненные всякой мерзости и нечистот», то почему мы должны отвергать аскетизм вообще? Нам практика говорит, Предание, если хотите, да сам Господь, наконец, о необходимости аскезы как инструмента для устроения внутреннего человека, а Вы всё своё: «Зачем нам пост, нам и без поста хорошо». > Да, но святость не ограничивается только монашеским подвигом. Мой любимый вопрос: И? > Диспропорции в канонизациях имели свои исторические причины: я имею в виду явную тенденцию начиная со зрелого средневековья (даже чуть раньше) и до совсем недавнего времени, особенно на Востоке, пополнять круг чтимых святых в основном преподобными; мирян крайне мало, и среди них преобладают либо благоверные князья, принявшие в конце жизни монашество, либо миряне, стремившиеся осуществлять в миру что-то подобное монашеской жизни. Однако не следует забывать, что существует много других путей святости. Какие-то из них мы не принимаем за святость только потому, что они не укладываются в стереотипы, сформированные у нас агиографией; каких-то мы не замечаем; наверняка, со временем будут появляться другие, прежде не известные пути подлинно христианской жизни (преподобные тоже не сразу появились на арене церковной истории)... Это Вас Кологривов искушает, не иначе :) «Исторические причины» это христианские (нравственные, если хотите) идеалы той или иной эпохи. Не за то канонизировали князей, что они принимали перед смертью схиму это явление носило едва ли не поголовный характер, а святых таких крайне мало. Но схимились они потому, что таков был идеал той эпохи. Какие сейчас у общества идеалы, не мне Вам рассказывать, оно ещё больше отдалилось от Евангелия, а не приблизилось к нему. О каких «новых» типах святости можно вести разговор? > >>> Совершенно не оспаривая их восхитительного мистического опыта, я не могу понять, какое это имеет отношение к людям, избравшим иные пути следования за Христом и служения Ему? >> >> Что же это за «иной» путь? Филантропия? > > А что: заповедь любви к ближнему кто-то отменил? Нет. А какое отношение имеет филантропия к этой заповеди? Что, филантропия учит любить ближнего своего, *как себя самого*?(И не говорите мне, что доктор Гааз, например, был филантропом: будем ругаться.) Вообще, мы уже начинаем, как мне кажется, уходить куда-то в сторону.
- Re (3): Ну так давайте разбираться Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 01:16 09 октября 2001 (0)
- Ну так давайте не ссориться Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 19:31 09 октября 2001 (0)
- Re: Ну так давайте не ссориться Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 01:24 10 октября 2001 (0)
- Давайтя.. Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 12:45 10 октября 2001 (0)
- Re: Пахнет, пахнет. Однозначно. (-) Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 13:41 10 октября 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]