Re (6): Итак, апология гордости?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов, православный, РПЦ, 20:12:31 11/10/2001
в ответ на: Re (5): Итак, апология гордости?, отправлено Обскурант, весьма обскурантское, 19:16:44 11/10/2001
 
> «Ибо, если во всякой борьбе с врагами имеем мы нужду в глубоком смирении, чтоб победить их, сколь много паче потребно оно нам во время плотской брани, так как и самое искушение сие большею частию бывает или порождением гордыни, или вразумлением и наказанием за нее? Почему и говорит святой Иоанн Лествичник, что, кто впал в блуд или другой какой плотский грех, тот прежде того впал в гордость; и что впасть ему в грех попущено для того, чтоб он смирился: “Где совершилось падение, там прежде водворялась гордость; ибо гордость есть предвозвестница падения”. »
 
 
Мы видим, что употребление слова «гордость» в не есть ошибка переводчиков, а традиционное наименование греховной страсти, именно так это понятие употребляется в трудах русских святителей, наравне с «гордыней».
 
 
> Саша, вопрос остается прежним: допустим, богословски гордость = гордыня. Какое тогда различие между этими словами? Почему в одном случае свт.Феофан пишет «гордость», в другом «гордыня»? На чем он основывает выбор?
 
 
Для меня эти понятия идентичны и взаимозаменяемы, очевидно, что Отцы употребляют их наравне и в одном смысле. «Гордыня» звучит более унизительно, употребляется для подчеркивания греховной природы гордости.
 
 
Я Вам привел святоотеческий текст с обоими словами, теперь, если хотите, попробуйте найти у Отцов текст, где бы слово «гордость» употреблялось в том смысле, о котором говорите Вы. Если не найдете, то давайте закончим, сказанного достаточно.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]