Re (3): На самом деле...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Олеговна, православная, РПЦ, 09:08:26 31/10/2001
в ответ на: Re (2): На самом деле..., отправлено Регент, РПЦ, 01:02:34 31/10/2001
 
> Доброго здравия, уважаемая Олеговна.
 
>
 
Спасибо, Евгений, и Вам — того же :)
 
 
> как только в храме появляются СЛУШАТЕЛИ (или ЗРИТЕЛИ), то они, действительно, хотят того же, что и в опере. Или в картинной галлерее, в зале древнерусской живописи...
 
>
 
Ну, предположим, настрой у некоторых прихожан не тот, они «слушают», а не молятся в храме. Но вот интересно, почему прекрасный знаменный распев не вызывает такого чувства несоответствия молитвенному настрою, как «оперное исполнение» певчих (в большинстве своем в крупных городах, имеющих консерваторию и оперный театр, профессионалов-вокалистов) во время служб, особенно праздничных?
 
 
> А все остальные критерии (в т.ч. и так наз. «молитвенность»), выдаваемые за качество, как правило весьма субъективны, надуманы, и говорят скорее об эстетическом снобизме...
 
>
 
 
...Характер православной молитвы предполагает мысленное отречение от образов «мира сего», т. е. полное отрешение ума от зримых материальных представлений и подавление в нем силы воображения. Истинная молитва должна быть, по слову святых отцов, «безвидна» и богослужебное пение призвано этому содействовать. Партесное или же тем более концертное пение производит противоположный эффект. В результате вместо непарительной, трезвенной, сосредоточенной, бесстрастной и покаянной молитвы возникает рассеянное, развлеченное скитание ума, сопровождаемое чувственными, душевными (а не духовными!) переживаниями сердца, что является принципиальным отвержением основ православной аскетики. Богослужебное пение таким образом не только не приносит должного плода, но и более того оказывает даже отрицательное воздействие. «Изнеженные напевы и плаксивые ритмы, — писал Климент Александрийский, — развращают нравы своим разнузданным и коварным искусством, незаметно вовлекая душу в разгул космоса». А преподобный Ефрем Сирин называл чувственные песнопения современных ему сирийских гностиков ядом, растворенным сладостью... (цитата из http://beseda.mscom.ru/library/books/bg2.html)
 
 
Игумен Никон (Воробьев) высказал такую мысль: если пение не может способствовать молитве, то уж по крайней мере не должно ей мешать.
 
 
>> Всё же наверное не в безкультурье масс дело.
 
>
 
> ...во-во, или в культурно-просветительном центре по работе с МАССАМИ.
 
>
 
Не очень поняла, извините, что даст к.-п. центр массам?  Вы здесь про массовую культуру или другое что?
 
 
С уважением — Наталия


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]