Re (3): суть разговора


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено МаксимЪ, Православный, 20:32:13 31/10/2001
в ответ на: Re (2): суть разговора, отправлено Анна-68, Православная, 16:22:32 31/10/2001
 
> Вопрос конкретно шел о месте, где Владыка говорил, что красота Богослужения на Страстной заслоняет грубую ткань событий.
 
 
Таких мест достаточно много.  Скажем, такое место:
 
 
Беседы о Вере и Церкви, стр. 224
 
 
(за описанием символизма архиерейского богослужения) Это все – образы, но мы можем их видеть и быть слепыми.  И то же самое мы можем говорить обо всем, что в церкви происходит, только – очень страшно, когда мы даем себя ослепить красотой, заворожить гармонией всего того, что есть, и не видим, что это собой представляет.  Христос – Агнец, родившийся в смерть, положенный в ясли, которые уже представляют жертвенник; Агнец, родившийся в пещере, которая уже предвещает гробную пещеру в том саду, где Его бездыханное тело – или скажем проще, резче: труп – будет положен после страшной смерти на кресте.
 
 
>>Интерпертация Светланы — «лучше молчать, чем петь, потому что молодого Человека убили»
 
 
Так категорично, конечно, нельзя сказать.  Даже из отрывка выше видно, что владыка совсем не против красоты и литургической сложности православного богослужения.  Проблема возникает тогда, когда красота превращается, как Вы сказали, в эстетизм, а символическая сложность не проникает дальше интеллектуального уровня.
 
С другой стороны, с определенной точки зрения и интерпретация Светланы — если ее не абсолютизировать — тоже имеет место быть [имхо]. Есть, скажем, проповеди — на вынос плащаницы, например, — где владыка Антоний просит прихожан прикладываться к оной в тишине.  Не мне Вам рассказывать, что молитвы, которые владыка читает перед беседами, тоже обычно не поются. Это, вообщем-то, факты достаточно очевидные — песнопения наиболее торжественных мест богослужений, покаянные песнопения обычно медленные; в византийской музыке вообще отстутствует наше понятие музыкального размера, что позволяет тянуть каждый отдельный стих практически бесконечно, и т.д.
 
 
> ЗЫ Лично я не считаю, что все, что Владыка Антоний сказал — это истина в последней инстанции, более того, я сама его «ловила» на очень странных ( хоть и объяснимых ситуативно) вещах
 
 
Это была бы очень интересная тема для обсуждения.  Пара таких вопросов поднималась на форуме о. Андрея, но как правило — людьми предвзятыми, уже сформировавшими свое мнение относительно того или иного вопроса и не ищущих в действительности каких-то пояснений.
 
 
С уважением,
 
Максим


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]