Что плохого


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 12:07:50 04/11/2001
в ответ на: А что плохого?, отправлено Верба, Православная OCA, 19:07:18 03/11/2001
 
> Книга-то какая хорошая получилась!
 
 
Я это книгу не читал и читать не буду, потому что верю святителю Игнатию (Брянчанинову). Он пусть Вам и ответит, что это за «хорошая» книжка. Отвечать не трудитесь, не смогу с Вами спорить о непрочитанном.
 
 
Выборка из свт. Игнатия:
 
 
О Фоме Кемпийском: «…вопиет в иступлении самообольщенный…: «Да не говорит мне Моисей, или другой кто из пророков; говори Ты, Господи Боже… («Подражание», кн. 3, гл.2) ». (1, 121-122)
 
 
«Такого же мнения (книга душевредна — сост.) о «Подражании» был известный деятельною монашескою опытностью иеросхимонах Леонид…». (1, 157)
 
 
«Мечтательность сильно действует в обольщенных «мнением»…она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество с Иисусом (Подражание Фомы Кемпийского, книга 1, гл.*0, внутреннюю беседу с Ним (там же, книга 3, гл.1), таинственные откровения (там же, книга 3, гл.3), гласы, наслаждения, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность». (1, 250-251)
 
 
«В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравою лжи, услажденною утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сла-дострастия. Книга ведет читателей своих прямо к общении  с Богом, без предочищения покаянием... Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности: книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувствен-ностью. Высокоумие, тщеславие и сладострастие выставляются книгою за действие благодати Божией». (1, 255)
 
 
«Мнение смирения — ужаснейший вид гордости... Ложное смирение так ослепляет человека, что вынуждает его не только думать о себе, намекать другим, что он смирен, но открыто говорить  это, громко проповедовать (Подражание, кн. 3, гл.2)». (1, 538)
 
 
«В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием Подражание Иисусу Христу. Оно дышет утонченным сладострастием и высокоумием…». (5, 69)
 
 
«…это бедственное гибельное наслаждение, навевает их на него и чтение известной книжки Фомы Кемпийскаго, западнаго монаха, находившагося в бесовской прелести, книжки: «Подражание». Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующаго тщеславия, ослепляющаго ум и сердце; оно любит высказать себя, оно позволяет себе отклоняться от точнаго повиновения святой Церкви, — умнее ея, оно, как и все прелести, козни диавола, как сам диавол и его чадо — грех, не терпит благоухания для них смертоноснаго, убийственнаго благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод — смирение». 186 (280, 11)
 
 
«Не обольщайся самомнением и учением … что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою, каким-то неопределенным и неясным действием. Это — учение лжи и ея наперстников (О Фоме Кемпийском, его «Подражание Иисусу Христу»  кн. I, гл.3, кн. 3, гл.2)». (1, 119)
 
 
«… познакомимся с вечностью не по романтическим иностранным книжонкам, ведущим в непременное самообольщение читателей своих, но по руководству Святых писателей нашей Церкви, в которых нет ничего романтического, мечтательного, льстящего и обманывающего ум и сердце. Чтение писателей нашей Церкви сообщает положительное познание отношений человека к Богу, Творцу и Искупителю, и научает приближаться к Нему покаянием, а не льстить себя сладостными чувствованиями мнимой духовной любви, к чему привлекают сумасбродные Фомы Кемпийские, Франсуа де Саль и тому подобные лжеучители». 395 (520) 1847 г.
 
 
> Кстати, я тут недавно зашла в католический книжный магазин (только не надо в меня сразу камнями :)) ), а там на полке стоит «О Святом Духе» Василия Великого, а рядом с ним что-то из Иоанна Златоуста и других отцов. Испугалась, подумала что мне уже мерещиться стало. А потом вспомнила-таки, что эти ужасные католики святых отцов тоже почитают и считают их частью СВОЕЙ традиции, в чем я наглядно и убедилась.
 
 
И какой Вы сделали вывод?
 
 
> Вопрос — при отсутствии выбора, что полезнее читать — хорошую католическую классику об аскетизме или нашу о слониках?
 
 
ИМХО, о слониках все же безопаснее, там хоть бред на поверхности лежит. А католическое безумие Фомы Кемпийского Вы приняли за подлинную духовность, прекрасная иллюстрация к вопросу: стоит ли читать католическую духовную литературу.
 
 
А в отсутствие выбора поверить трудно, православные лавки ломятся от прекрасных книг, есть интернет-магазины. Наконец, есть обычные и виртуальные библиотеки. В конце-концов можно купить в том же католическом магазине свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]