Если кому-то интересно моё мнение...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 18:30:41 04/11/2001
в ответ на: Ничего плохого. , отправлено Марья, Православная христианка, 23:06:03 03/11/2001
 
Первое, о «хорошей книжке» Фомы. Перевод Победоносцева на русский языу был ...надцатым по счёту: её первое издание на русском языке относится к 1784, а славянскими литерами так вообще к 1647. Что интересно отметить: славянские изводы, все четыре, были униатскими (Дельский м-рь, Вильно, Почаев, Перемышль). Русские же изначально переводились и издавались «светилами» российского культпросвета совершенно определённой мистической ориентации.
 
Скоре всего, Победоносцев действительно стал отчасти жертвой моды тогдашнего света на западную духовную лит-ру (вспомнить хотя бы ажитотаж вокруг совершенно бледных творений Экхарта), да и забывать нельзя, что практически вся наша богословская литература той эпохи была списана именно с латинских (весьма устаревших уже тогда) учебников. (Видимо, для нашей Церкви это был исторический период искушения схоластикой, от которой Запад по сю пору не может оправиться:)) Неудивительно, что в ХХ веке нам пришлось заново открывать для себя и православную мистику, и православную икону, как её превосходную иллюстрацию.
 
Что ещё обращает на себя внимание: оппозицию Александру, стоящему против католических писаний, составили у нас на форуме в основном наши православные сестры. Как-то сразу вспомнилось высказывание, сделанное (уже не помню кем, к сожалению) на рубеже 19 и 20 вв. относительно духовных устремлений современного ему общества: «Копните, мол, любую из наших дам, и вы обнаружите католичку, любого из крестьян — и найдёте старообрядца». Что и говорить, бич католической духовности в её противопоставлении духовности православной, именно в экзальтации, так свойственной именно женскому религиозному чувству (отвечать на обвинения в «сексизьме» не буду — сами такие :).
 
Что касается почитания «ужасными католиками» свв. Василия и иже с ним своими учителями и святителями, то можно было бы упомянуть ещё и протестантов, которые тоже содержат в своём корпусе Священное Писание Ветхого и Нового Завета, тем паче, что современные их проповеди изобилуют метафорами и оборотами из того же Златоуста. А если серьёзно, то речь здесь идёт об аскетике и мистицизме, а не о догматике, хотя они все и тесно взаимно переплетены. Именно догматическими, вероучительными по преимуществу являются творения упоминавшихся здесь Отцов. Учение же нынешних авторитетных мистических учителей КЦ, увы, идёт вразрез с тем учением, которое существовало в когда-то неразделённой Церкви. В двух словах — признаком святости в нынешней католической мистической традиции считается то, что на православном Востоке и поныне, согласно с нашими некогда общими учителями, считается признаком прелести, ведущим к «мнению» о себе и духовной гибели.
 
Есть и у них относительно здоровые проявления мистицизма (но в «Невидимой брани» Святогорцу все-таки пришлось срезать плесень с хлеба, чтобы дать его в пищу православному читателю), в изобилии и у нас больных мистических проявлений, но и первые, и вторые идут против общих направлений (противоположных между собой) мистических воззрений той и другой Церкви.
 
Вообще здорово, конечно, что мы тут обсуждаем не современную моду, скажем, на длину и цвет ногтей, а такие, напротив, важные вопросы, но удивительно, что и здесь каждый суслик мнит себя агрономом: люди, чей мистический опыт сводится к нулю (по плодам видать), чихают на авторитеты: «А я вот считаю, что святитель здесь неправ»... Как сказано: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19, 15) — продолжение известно. Тяжело представить себе студента первокурсника, смело критикующего научные взгляды (своего, заметьте) профессора, а здесь можно — как справедливо говорят, в политике, медицине, и религии все считают себя специалистами, смело берясь за обсуждение любого вопроса.
 
Противопоставлять же Игнатия и Феофана в части, касающейся их мнений относительно западного мистицизма и духовности, может вообще только человек, который толком не читал ни того, ни другого. Хорошим пополнением для библиотеки форума мог бы стать очерк «Мистицизм Церкви и западных исповеданий», где вполне представлены взгляды обоих святителей на сей предмет и при том совершенно согласными между собою (изд. 1914 года в Новосёловской серии «Религиозно-философской библиотеки», переиздано М.1995; наши западные форумчане могут найти его в 9 и 10 номерах «Православной жизни» (Джорданвилл) за прошлый год).
 
Спасайтесь.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]