Но в чем?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Обскурант, весьма обскурантское, 12:37:39 05/11/2001
в ответ на: Довериться Церкви, отправлено Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 02:01:06 05/11/2001
 
> Кажется, для Вас не является секретом, что несомненным признаком истинности вероучения является единодушное согласие всех Отцов и учителей Церкви. Насколько я понимаю, Вас интересует «процедура» прояснения вопроса, если по нему имеются различные мнения у свв. Отцов. Коль скоро Вы стали на жёсткие рельсы формальной логики, Вас неминуемо, как мне кажется, ждёт разочарование: «тут Вам не здесь», алгеброй гармонию поверить не удастся. Нет такой процедуры, за исключением одного случая: когда это учение начинает представлять угрозу для внутренней жизни Церкви. Тогда церковный собор выясняет — соответствует это учение учению Церкви, или является чем-то ей чуждым.
 
 
Вот в том-то и вопрос. Ок, допустим, алгоритма фиксации consensus patriae нет. Значит ли это, что по вопросам, не являющимся критическими, в Церкви допускается разномыслие? Это в связи с вашим ответом на мой пост касательно неучительствования. У меня параллельно с этим разговором идет разговор с мусульманином. У них есть сходные понятия — для важных богословских постулатов существует иджма (согласие уммы, т.е. всех мусульман), а для второстепенных ихтиляф — пространство для теологумен, приемлемых местной общиной. Есть ли это способ организации дел и у нас? Не о том ли апостол писал «Ибо надлежит быть и разномыслию между вами...»?
 
 
> Вот например — вся эта история с «царём-искупителем».
 
 
Консенсус. Нет Искупителя кроме Господа Христа.
 
 
> Также и здесь. Мы имеем мнение отцов о католическом мистицизме, как о нездоровом явлении. Как я уже и говорил, свв. Феофан и Игнатий здесь в принципе согласны друг с другом. Но буде найдётся авторитетный богослов, который станет утверждать нечто противоположное, для установления истины мы будем обречены сопоставлять его мнение с мнениями других отцов, со Священным Преданием, если хотите.
 
 
Ладно. Но как видите, даже второстепенные расхождения у двух св.отцов смутили местные умы. Одни говорят «Игнатий прав», другие говорят «Феофан прав». Вы говорите «оба правы», но огня это не угашает. Как решать такую ситуацию?
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]