Отправлено свящ. Димитрий Каплун, РПЦЗ, 08:55:23 11/11/2001в ответ на: Re (4): О вранье, отправлено Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 08:24:27 11/11/2001> О. Димитрий, я прошу Вас ответить на конкретный вопрос: Вы настаиваете на том, что не может быть ситуации, когда христианину необходимо солгать? Односложного ответа будет достаточно. Вы меня что, «в слове уловить» хотите? Отвечаю: всякая ложь есть грех. Достаточно? Вы, вероятно, не стали читать предложенную Вам статью. А зря. Там вопрос о «лжи во спасение» подробно рассматривается с православных позиций. Вот например, цитата оттуда: "...Все случаи, — когда кто-либо прибегает ко лжи спасая чью-то жизнь, пытаясь обратить человека к вере или отвратить от греха, желая направить ход дел ко всеобщему благу и даже к торжеству Церкви — безусловно служат лишь доказательством несовершенства человеческой добродетели. Ибо хотя во Христе человечество и усыновлено Богу, но в нашей земной жизни каждый обречен доживать свой век в теле смерти. А посему к каждому нашему доброму делу примешивается, пусть в самой малой степени, греховная нечистота. Один Христос без греха. Но именно то, что Он не совершил никакого греха (1 Петр. 2, 22) — будучи во всем остальном таким же человеком как мы, — не дает нам права защищать нашу несовершенную добродетель и уж тем более возводить несовершенство добродетели в нравственный закон. И если священная история не осудила, как явно богопротивные, случаи подобные тому, что мы упомянули в начале (Ревекка и Иаковъ24), то основываясь на них недопустимо выводить некую “мораль” о “святой лжи” (Свящ. Петровъ) или поощрять верующих к деланию необходимой лжи (Арх. Иоанн /Шаховской/), будто такая ложь совершенно невинна. Только высоконравственное евангельское учение Христа является непреложным нравственным законом православных христиан, а вынужденную ложь ни при каких условиях нельзя признать действием, оправдываемым Евангелием и христианской совестью. Примером для нас могут служить святые апостолы и первохристиане, а также святые отцы, которые всеми силами стремились не допускать даже малой доли неправды в своей жизни. И не только в делах или словах, но даже и в мысли. Но если вынужденная ложь, иногда, не отвергалась тем или иным святым, из этого нельзя заключать, что она вообще не вменяется в грех. Ясно, что Бог и Церковь прославляли святых, не за то, что они были вынуждены прибегать ко лжи (смотри вышеприведенные случаи с преп. Ефремом Сириным и св. патриархом Тихоном), а за их всежизненное покаяние во всех грехах, включая и вынужденную ложь. Ибо вынужденная ложь это все-таки ложь, а всякая ложь — грех. Преп. авва Дорофей так говорит об этом: “Иногда случается такое дело, что бывает крайность (необходимость) скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большее смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло... большего смущения и скорби, или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться безпечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев”. Иными словами святой отец говорит, что если кто и совершил вынужденную ложь, он все же должен покаяться в этом.
- Re: О т. н. "лжи во спасение" Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 10:25 11 ноября 2001 (0)
- Re (2): О т. н. "лжи во спасение" свящ. Димитрий Каплун, РПЦЗ, 11:29 11 ноября 2001 (0)
- Re (3): О т. н. "лжи во спасение" Случайная прохожая, православная, 04:14 12 ноября 2001 (0)
- Совсем ли точно пример привели? (+) Андрей Л., православный, 12:11 12 ноября 2001 (0)
- Спаси Вас Господь! свящ. Димитрий Каплун, РПЦЗ, 13:02 12 ноября 2001 (0)
- Батюшки-матушки Обскурант, весьма обскурантское, 12:49 12 ноября 2001 (0)
- Духовная наставница (-) Андрей Л., православный, 13:38 12 ноября 2001 (0)
- А таковыми могут быть лишь мужчины (-) Обскурант, весьма обскурантское, 13:51 12 ноября 2001 (0)
- Для мужчин да Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 14:31 12 ноября 2001 (0)
- Что ж , отсутствие ответа тоже ответ Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 11:59 11 ноября 2001 (0)
- Re: Что ж , отсутствие ответа тоже ответ Crossader, православный (РПЦЗ), 19:19 11 ноября 2001 (0)
- Комсомолка Зина Тучкова свящ. Димитрий Каплун, РПЦЗ, 12:23 11 ноября 2001 (0)
- Re: Комсомолка Зина Тучкова Братец Дык, православный обнагленец, 16:15 11 ноября 2001 (0)
- Профессор Осипов Олеговна, православная, РПЦ, 16:58 11 ноября 2001 (0)
- Re: Приятно, когда обнаруживается, что твое мнения совпадает с мнением такого уважаемого мной челове... Братец Дык, православный обнагленец, 06:48 12 ноября 2001 (0)
- Да вы, милейший, ПОЗИТИВИСТ ! Обскурант, весьма обскурантское, 15:56 11 ноября 2001 (0)
- да не позитивист, а кантианец Анна-68, Православная, РПЦ МП, 00:23 12 ноября 2001 (0)
- Не, не кантианец... свящ. Димитрий Каплун, РПЦЗ, 03:58 12 ноября 2001 (0)
- А кто? Сказал бы я... Обскурант, весьма обскурантское, 10:07 12 ноября 2001 (0)
- Ницшеанец? Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 11:41 12 ноября 2001 (0)
- Re: Ницшеанец? Анна-68, Православная, РПЦ МП, 16:49 12 ноября 2001 (0)
- "Музыка навеяла..." Анахоретъ, Всех люби, от всех беги, 17:14 12 ноября 2001 (0)
- Oh, I see Анна-68, Православная, РПЦ МП, 18:47 12 ноября 2001 (0)
- А я б сказал фарисей Обскурант, весьма обскурантское, 12:14 12 ноября 2001 (0)
- Замечание Модератор, православный христианин, РПЦ, 12:20 12 ноября 2001 (0)
- И все, что было зачтется однажды Валерий, Раб Божий, 16:37 12 ноября 2001 (0)
- Re: ... а простой .... Братец Дык, православный обнагленец, 06:46 12 ноября 2001 (0)
- Просьба уточнить Александр Иванов, православный христианин, РПЦ, 13:21 11 ноября 2001 (0)
- Re: Просьба уточнить свящ. Димитрий Каплун, РПЦЗ, 13:56 11 ноября 2001 (0)
- Re (2): Просьба уточнить Братец Дык, православный обнагленец, 16:03 11 ноября 2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]