[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено В.Свирелин, православный, РПЦ, , 12:30:11 12/11/2001
в ответ на:
О "лжи во спасение". Мое резюме., отправлено
свящ. Димитрий Каплун,
РПЦЗ, 10:51:19 12/11/2001:
> Господь, вступая с нами в Завет, нам дал заповедь «не лжесвидетельствуй», заповедь совершенно ясную и непререкаемую. Человек, утверждающий, что бывают ситуации, когда ложь становится неизбежна, выставляет лжецом Самого Бога, заповедавшего «не лги». Подмена понятий №1: откуда Вы взяли, что «не лжесвидетельствуй» = «не лги»? Конечно, это очень близко но не абсолютно совпадает. А иначе, почему сказано не короче «не лги», а несколько длиннее?.. > «зане *любви* истины *не* прияша». То есть за то, что эти люди всем сердцем не возлюбили правду. Подмена понятий №2 (более тонкая и сложная): понятия «правда» и «истина» нередко, в зависимости от контекста, взаимозаменяемы. Но не всегда. Если в обиходе или в формальной логике существует пара антонимов «правда ложь», то на более глубоком уровне антонимы выглядят так: «правда неправда», «истина ложь», и эти пары далеко не всегда совпадают! Правда в фотографии, Истина в иконе. Т.е., на фотографии изображен, например, св. Иоанн Кронштадский совершенно правдиво ровно так, как видел его фотограф через свой объектив. А на иконе, формально говоря, есть некая неправда: именно ТАК, как мы видим на иконе, св. Иоанн никогда не выглядел; но икона являет нам некую Истину о нем (т.е. неправда это не ложь!). Так вот, Вы забыли чрезвычайно важную вещь: ИСТИНА состоит в исполнении воли Божией, а не в формальной правде, а ЛОЖЬ в том, что противно воле Божией, а не в формальной неправде. Человек, о котором пишет св. Иоанн Кассиан, показывая разбойникам на пустую дорогу, спасает от смерти невинного (и преследователей от греха) и тем исполняет закон любви, закон Божий поэтому в его устах формальная неправда является ИСТИНОЙ, а формальная правда стала бы ЛОЖЬЮ, т.е. ложным действием, ведущим ко греху и смерти.
Ответы и комментарии: