Кто такие "сергиане"? (по новым следам старых споров)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Леонид, Православный, 22:23:10 15/11/2001:

 
Один из участников спрашивал недавно кто такие сергияне.
 
К сожалению, по недостатку знаний, не могу полно ответить на вопрос. Могу только указать, что свщмч. м. Кирилл — местоблюститель патриаршего престола употребляет термин ''сергиане'' уже в 1929 году в письме от 02(15).05.1929 ''Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому, Заместителю Местоблюстителя Патриаршего Престола.'' Позволю себе вырвать цитату, хотя наверное лучше ознакомится с этим документом самостоятельно. '' ...Посему подобно сим архипастырям и вместе со всеми, кто считает учреждение так называемого Временного Патриаршего Синода погрешительным, воздержание от общения с митрополитом Сергием и единомышленными ему архиереями признаю исполнением своего архипастырского долга. Этим воздержанием с моей стороны ничуть не утверждается и не заподазривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств (да сохранит всех нас Господь от такого помышления), но только подчеркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. Посему литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду, если не окажется в наличии священника, разделяющего мое отношение к митрополиту Сергию и так называемому Временному Патриаршему Синоду....''
 
Так же этот термин употребляется и в 1934 году в письме от 02.1934. опять же цитата, но необходимо читать все письмо '' ...Таковы деяния епископа Захарии [Лобова] и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайно-действия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несом-ненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви...''
 
Сергей НИЛУС употребляет этот термин в письме 1928 г. ''Начну с важнейшего — с Сергиевской смуты.''
 
Возможно термин возник еще раньше ...
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]