Re (5): Philanthropia


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer, христианин, в юрисдикции РКЦ, 04:27:18 10/01/2002
в ответ на: Re (4): Philanthropia, отправлено Тарас Тихомиров, Православный, 02:29:51 10/01/2002
 
> А зачем брать на себя то, что одному Богу известно?
 
>
 
> Я не совсем понимаю суть вопроса. Т.е. я сам вопрос понимаю, но не понимаю, какое отношение он имеет к филантропии. Ведь дискуссия началась с того, что мы называем «пошлой филантропией». Мне лично ясно, что любить человека можно по-разному и с разными намерениями. Можно ведь и любить человека за то, что он, скажем, президент крупной фирмы, известный певец и т.д., великий государственный деятель. Можно любить человека по пристрастию от сексуального, до психологического. А можно просто любить человека, только потомучто он близок вам по обстоятельствам, по воле Божией, да еще и в конечном счете родственник. Давайте и я спрошу: что лучше, когда процветает человекоугодничество, неограниченная моральными рамками плотская любовь (или любодеяние), или человеконенавистничество? Ответите? Это похожий на ваш вопрос.
 
 
Совершенно не похожий. Вы предлагаете выбирать между заведомым злом. Я предлагаю — между НЕПОЛНЫМ добром (которое, однако, от этого добром не перестает быть; полнота вообще принадлежит одному лишь Богу) и отсутствием добра.
 
Что же до общества, в большей мере удовлетворяющем нужды человека, в нем живущего, и в большей мере уважающем его достоинство, то оно лучше того, в котором этого нет или недостает. Полагаю, это не последняя причина того, почему Вы предпочли — постоянно или временно — жить там, а не тут.
 
 
> А про филантропию, т.е. любовь к человечству без Бога, о которой я говорил, написано много работ в Церкви, особенно в контексте изучения феномена масонства. Ведь именно масонство провозглашает любовь к человеку, как к высшей ценности. Что в Христианском контексте просто оказывается ориентированным прямо перпендикулярно истине, т.е. вместо того, чтобы смотреть вертикально, мы смотрим горизонтально. Такая филантропия есть не что иное, как порождение человеческой гордости, себялюбия и самоуверенности. И если вы будете настаивать я вам конечно предоставлю материалы. Хотя надеюсь, что вы и сами в этом разбираетесь.
 
 
Прежде всего, я предпочел бы разделять «человечество» как абстрактную сущность и «человека» как конкретную. (Впрочем, если кто-то любит человечество как совокупность ВСЕХ отдельных конкретных личностей, а не безликую массу, то честь ему и хвала). Любовь же к каждому конкретному человеку, с которым сводит меня жизнь, — а именно так толкует Христос понятие ближний, — является одной из двух наибольших заповедей. И ведь что примечательно: объясняя эту заповедь, Спаситель приводит в Своей притче в пример не кого-нибудь, а самарянина, т.е. человека, который веровал в Бога совсем не правильно, — уж по крайней мере, не так правильно, как священник и левит. И, тем не менее, его поступок Иисус ставит в пример: «Иди и ты поступай так же».
 
И понятно, что говоря о любви к людям мы не имеем в виду ни человекоугодничества, ни иной какой-то корысти, ни похотливого влечения, а предполагаем те характеристики любви, которые находим у Павла в 1 Кор 13 — или, по крайней мере, нечто подобное им, приближающееся к ним.
 
Если это истинная любовь, то она всё равно является Богоданной доброделью, она подается человеку действием Святого Духа, независимо от того, верит в Него этот человек и осознаёт ли он это. Это парадоксально, но это так. Христос, допуская Своей притчей, что самарянин (а у самарян того времени вера была странной смесью религии Пятикнижия с язычеством) способен проявить подлинную любовь к ближнему, допускает и то, что любовь к ближнему не ограничена жесткими рамками правильного вероисповедания.
 
Не знаю, как у Вас, а мне и моим близким нередко в трудных жизненных ситуациях на помощь — совершенно бескорыстно — приходили люди, которые либо вовсе не верили в Бога, либо верили не так, как хотелось бы мне. Но их любовь к ближнему более или менее соответствовала тому, о чем говорит апостол в упомянутой мною главе. И когда я вспоминаю их поступки, я без всякого сомнения говорю себе: «Иди и поступай так же». И я благодарю Бога, что такие люди есть и что их, оказывается, на земле не так уж мало.
 
Между прочим, достойно внимания то, что среди них было немало тех, кто воспитывался в детстве на добрых сказках, а в отрочестве и юности — на хорошей художественной литературе (кстати, по моим наблюдениям, русская и западная литература 19 в. играла в этом заметную роль).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]