Открытое письмо Георгию Белодурову


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Феофил 22:35:56 05/04/1999:

Уважаемый Георгий! 
 
На форуме прозвучало  здравое предложение отложить споры до момента прекращения войны в Югославии. Поэтому я отложил ответ на вашу статью "Богословие монахини Марии (Скобцовой) (http://beseda.lgg.ru/library/books/pub1.html) , а точнее того, что касается типов благочестия, до лучших времен (поверьте, мне есть что возразить). Но мимо чего не могу пройти, так это против Вашей несправедливости в отношении праведного человека. Вы вылили столько грязи на мать Марию, что я даже не мог понять по началу об одном и том ли человеке мы говорим.. Она, по Вашему, и плотский человек, и похожа по духу на Блаватскую, и поклоняется огню, и героическая революционерка, и ненавистница Православия и отец ее есть отец всякой лжи, и т.д. и т.п. Поэтому я решил, что надо восстановить правду и чем скорее, тем лучше для всех. К сожалению, у меня ушло много времени на поиски информации о жизни матери Марии, и, Слава Богу, нашел на прошлой неделе. Но об этом ниже. 
 
Сперва о Вашем творчестве. Не скрою, Вы опять меня огорчили. Я ведь настоятельно просил Вас не бороться с плотью и кровью и помнить об ответственности за свои слова. Вы же, сославшись на некие ужасные обстоятельства (кто-то ссылался на статью м. Марии, предложил почитать ее и, как Вам показалось, осудил другого человека), решили, что можно оставить Великий Пост и обязанности христианина по отношению к ближнему, и начали активную борьбу против матери Марии. Может быть, Вы думали, если мать Мария обличает типы благочестия, то и Вам уже позволительно осуждать конкретную плоть и кровь. Да нет, брат, это разные вещи. Господь обличал фарисейство, книжничество, лицемерие, но никогда не переходил на личности. Вы же взялись скорректировать такую "несправедливость" и решили, что для лучшей аргументации, надо расковырять сучок в чужом глазу.  
 
Почему, спросите, нельзя пользоваться такой аргументацией. Во-первых потому что это не красиво, во-вторых, и это самое главное, Господь не относится так к людям. В первом Псалме есть замечательная строчка: " а путь нечестивых погибнет". Не нечестивый погибнет, а его путь! Нам не дано видеть, что происходит в нечестивом, возможно он уже давно или в сию секунду раскаялся и, возможно, он завтра уже пойдет по водам. Поэтому мы не имеем права судить кого бы то ни было и должны оставить суд Господу Богу, который ведает глубину каждого сердца. К чему Вас еще раз и призываю.  
 
Что же касается м. Марии, то ее грядущая канонизация Константинопольским Патриархатом, достаточно красноречива (в период с 1931 по 1946 год часть РПЦ в Европе, а с ней и приход матери Марии, переходила под юрисдикцию Константинополя).   
 
Теперь вкратце изложу житие матери Марии по книге протоиерея Сергия Гаккеля "Мать Мария", которую при желании можно недорого купить в Крутицком Патриаршем подворье в Москве. (А если Вы, Георгий, проявите желание, я готов выслать экземпляр по адресу, который Вы укажете). 
 
Дед и отец будущей матери Марии были главами города Анапы. В детстве она два раза порывалась уйти в монастырь, но мать не давала ей паспорт. Отец строил храм в Анапе и девочка Лиза пожертвовала свои личные детские сбережения на роспись одной из стен храма. В четырнадцать лет, после смерти отца, семья Лизы переехала в Санкт Петербург, где самым близким другом семьи становится тогдашний обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев. Он полюбил девочку и она не чаяла души в нем и, когда грянула революция 1905 года, она восприняла ее, как направленную против своего взрослого друга (Победоносцева). В тот период она начинает учебу интерном в Санкт Петербургской Духовной Академии. Посещает и "башню" Вячеслава Иванова, в которой выступали Розанов, Бердяев, Ахматова, Гумелев, Белый и Блок. Последний становится ее другом и однажды советует "бежать от них, умирающих", подразумевая интеллигенцию, переживающую последний акт трагедии разрыва с народом.  
 
В 1914 году Елизавета пишет в дневнике: "Для народа нужен только Христос — я это знаю". И еще она пишет, что "нет сомнения в призвании христианина к социальной работе". В смутное время 1917 года она вступает в партию социал-революционеров и вскоре, в силу своей энергии унаследованной от отца и деда, становится главой города Анапы. Но не для каких -то   делишек, на которые Вы намекаете, а для того, что бы "защитить от полного разрушения культурные ценности города, способствовать возможно более нормальной жизни граждан и при необходимости отстаивать их от расстрелов, "морских ванн" и пр." большевиками. И надо сказать, что она спасла многих, а то, что она была женщиной играло свою роль.  
 
Далее следуют годы жизни в иммиграции вплоть до самой трагической смерти в концентрационном лагере Равенсбрюк. И этот период жизни м. Марии явился полным воплощением Евангельского пути жизни христианина, пути отвержения себя и жертвенного служения людям. Началом этого пути становится смерть ее двух дочерей и монашеский постриг с именем Мария, осуществленным в 1932 году лично митрополитом Евлогием , который благословлял все начинания м. Марии.  
 
Здесь надо сделать отступление, поскольку в этой связи Вы, Георгий, начинает подозревать м. Марию в гордыне. По Вашему и по мнению архимандрита Киприана (Керна) традиционное монашество не подразумевает служения в миру, которое взяла на себя мать Мария. Но в начале века  в Церкви большое внимание начинает уделяться институту диаконисс и вопросу, как такое служение соотносится с монашеством. В статье "Диакониссы в Православной Церкви" о. Сергий (Троицкий) приходит к выводу, что современное монашество объединяет в себе два пути: монашеский (молитвенный вне мира) и диаконисский (служение в миру). Митрополит Евлогий, конечно, надеялся, что мать Мария со своей энергией возродит традиционное монашество, но она избрала диаконисский путь, путь монашества в миру. И она очень хорошо понимала каким путем идет. Встретив непринятие такого пути традиционными монахами, она твердо отстаивала его, так что митрополит Евлогий смирился с этим и на вопрос м. Марии, неужели она не права, когда они ехали в метро и поезд вдруг выскочил на поверхность в солнечный день, сказал: "Вот Вам и ответ".  А тем, кто говорил ей, какое может быть монашество в миру, она отвечала: "А  сандалии благовествования?" (в такие сандалии обувают при постриге). 
 
Тогда же она поступает вольнослушательнецей в Сергиевский Богословский институт в Париже, а ее духовным отцом становится отец Сергий Булгаков, с которым, а еще с Н. Бердяевым и другими, они проводят много вечеров в ее приютах. И будьте уверены, свои мысли об типах религиозной жизни мать Мария доводила до о. Сергия Булгакова и, поскольку написала статью, то очевидно, возражений от него не было и уж выводов, к которым пришли Вы,  о.Сергий не сделал. 
 
Главным делом ее жизни становится создание приютов (пансионов) для нищих. Причем каждый приют начинает организовываться без наличия всяких средств на это. Мать Мария рассуждает так, если дело угодно Богу, то средства найдутся, и они чудесным образом находились. (Она называла такую ситуацию "хождением по водам", засомневаешься -утонешь ). Для кого же создаются эти приюты. Не все в иммиграции нашли себя, а многие, в т.ч. и дворяне, очень сильно опустились, спивались и становились бездомными бродягами. Для таких мать Мария и начала создавать приюты, где люди смогли бы почувствовать себя дома. Последнее и явилось главной причиной, почему мать Мария не хотела превращать приюты в традиционные монастыри, как настаивали оппоненты. И не мать Мария покинула эти приюты, как Вы пишете, а оппоненты в лице архимандрита Киприана (Керна) и других традиционных монахинь. В каждом приюте помимо общежития и столовой для бездомных создавались храмы, где велось регулярное богослужение. Находкой для одного из приютов стал о. Дмитрий Клепинин, в котором мать Мария нашла единомысленника. Сама она много ездит по Франции, ходит по кантинам и притонам, что бы собрать заблудших и привозит их в свои приюты. Надо сказать, что по началу бродяги принимают ее настороженно, но уже через некоторое время люди начинают оттаивать сердцем и доверяются монахине.  
 
Помимо приютов для бездомных русских иммигрантов, которых было создано более трех, мать Мария ездит по больницам для душевнобольных (многие душевнобольные таковыми не были, они просто не знали французского языка) и туберкулезников и способствует создание бесплатных больниц для русских..  Все что сделано матерью Марией в этот период можно описывать очень долго и кто заинтересуется более подробной информацией, я отсылаю их к книге протоиерея Сергия Гаккеля "Мать Мария", главе "Православное дело".  
 
Началась война, и Франция быстро оказалась под фашистами и начались преследования евреев. Жертвенное служение людям матерью Марией не зависело от национальности страдающих людей и она начала спасать евреев от концентрационных лагерей и спасла многие сотни. И, конечно, оказалась сама , ее сын Юра, о. Дмитрий Клепинин и другие ее служащие в лагере, откуда почти никто не вышел живым. Уже, наверное, нет необходимости писать, как мать Мария вела себя в лагере. Там  люди в основном впадали в эгоцентризм, она же продолжала самоотверженно служить другим и те, кто выжил, пишут что остались живыми только благодаря тому, что рядом была русская монахиня. 
 
Последний раз мать Марию видели в Великую Пятницу (!) 31 марта 1945 года, когда ее с другими жертвами увозили в газовую камеру или в крематорий. Через три дня лагерь был освобожден Советской армией. 
 
Вот такой путь жизни русской подвижницы и не знаю, как можно его назвать лжехристианским, горделивым и плотским. 
 
Мать Мария, по свидетельству современников, предчувствовала какой смертью ей предстоит умереть ("конец мой, конец огнепальный"), но какая может быть здесь связь с Вашим огнепоклонством индусов, ума не приложу. Для православного христианина слово "огонь" прежде всего ассоциируется с Духом Святым, с огненными языками, опустившимся на апостолов и Богородицу в день Пятидесятницы, и со словами Спасителя: " Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лк 12:49). 
 
Господь Вам Судья, Георгий, за Ваши недобрые слова о матери Марии, но для меня более ценно свидетельство ныне здравствующего архиерея РПЦ митрополита Сурожского Антония:  
 
"МАТЬ МАРИЯ СВЯТАЯ НАШИХ ДНЕЙ И ДЛЯ НАШИХ ДНЕЙ, ЖЕНЩИНА С ПЛОТЬЮ И КРОВЬЮ, ПРОПИТАННОЙ ЛЮБОВЬЮ ГОСПОДА, КОТОРАЯ ПРОТИВОСТОЯЛА ЛИЦОМ К ЛИЦУ ПРОБЛЕМАМ НАШЕГО СТОЛЕТЬЯ" 
 
  
 
В Нем, 
 
Феофил 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]