Re: О Церкви, церковно-славянском языке и Вере


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено чтецъ Михаилъ 23:55:55 07/04/1999
в ответ на: О Церкви, церковно-славянском языке и Вере, отправлено Александр 07:56:33 07/04/1999:

Вы правы въ своихъ словахъ.  Только я бы замќнилъ слово «ужасъ» на слово «скорбь», въ частности и потому, что Господь повелќлъ не ужасаться, ибо всему сему подобаетъ быть.  Помните, преп. Нилъ Мvроточивый совершенно четко сказалъ, что именно во 2-й половинќ ХХ вќка Духъ Святый, получаемый въ Крещенiи, оставитъ многихъ (очевидно – большинство) архiереевъ, священниковъ и мiрянъ ради многаго ихъ нечестiя и беззаконiй.  А про Россiю намъ преп. Серафимъ предќльно ясно сказалъ, что архiереи въ ней настолько онечестивятся, что и въ Воскресенiе Христова вќровать не будутъ.  Что жъ Вы хотите послќ этого?  Намъ остается скорбќть.  Но, дабы остаться вќрными Господу и оказаться настоящими свидќтелями Христу и Его Церкви, мы должны и — по словамъ многихъ Отцовъ Церкви — ОБЯЗАНЫ дќлать все отъ насъ зависящее, чтобы по смерти нашей призналъ насъ Владыко «Невќсты Своея Церкве, благославными невќстокрасителями» (Трiодь цвќтная.  Недќля 7-я по Пасцќ, служба свв. Трехсотъ осьмнадесятихъ богоносныхъ отецъ, иже въ Никеи: канонъ утрени, пќснь 1-я, «слава».).  Для этого, понятно, намъ надо въ первую очередь имќть собсивенный уровень благочестiя на должномъ уровнќ, по крайней мќрќ стремиться къ нему, по слову Апостола, «гнать, аще достигнемъ».  Когда достигнемъ должнаго уровня при любви къ сокровищу, преданному намъ Отцами и положенному въ Церкви, тогда и будемъ имќть нќкое большое право на претензiи къ клирикамъ.  Ихъ частные грќхи, разумќется, можемъ мы осуждать только, когда они прямо наносятъ ущербъ порядку церковному.  Какъ, напримќръ, совершенiе богослуженiя въ нетрезвомъ видќ и тому подобное.  Въ такомъ случаќ умќстно кому-то сдќлать увќщанiе, а если оно не подќйствуетъ — донести правящему архiерею или благочинному.  Полагаю, что и вызывающее попранiе каноновъ и преданiй Церкви (какъ помянутое Вами совершенiе крещенiя) подлежитъ такимъ же дќйствiямъ.  Преп. Œеодоръ Студитъ совершенно однозначно говоритъ, что защита благочинiя въ Церкви въ части Вќры и Преданiя является ОБЯЗАННОСТЬЮ каждаго члена Церкви.  Заявлять обратное — значитъ по меньшей мќрќ слабо понимать суть Православiя. 
 
Духъ мiра сего, конечно, вќетъ вездќ и ни одна «юрисдикцiя» не можетъ похвалиться, что избќгла его.  Но здќсь весьма важенъ вопросъ т.с. стержневого сохраненiя Вќра и Преданiя.  Когда отвергнуто то или другое, по ученiю Церкви, всќ, находящiеся въ общенiи съ отступниками, необходимо — даже противъ своей воли — теряютъ въ той или иной степени способность имќть умъ Христовъ и церковно-святоотеческаго пониманiя вещей.  Поясню на примќрќ «новостильниковъ».  Странно для Правлсавнаго сознанiя ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕМИНУТНО терзать Церковь гнуснымъ расколомъ и надќяться угодить Богу.  Такъ и слышится, что послќ имени Арiя въ стихирќ «Кто Твою, Спасе, ризу раздралъ?  Арiй, Ты реклъ еси…» должное мќсто уготовано Метаксакису и пр.  Проблема съ помраченiемъ пониманiя ясна видна, когда въ многочисленныхъ службахъ нашихъ слышимъ «ДНЕСЬ празднуетъ Церковь Земная и Небесная», какъ и недавно слышали мы «ДНЕСЬ благодать Святаго Духа насъ собра».  Итакъ, благодать Св. Духа собираетъ насъ или, скажемъ, 12/25 дек. или  25/7 янв.  Одно изъ двухъ.  Но новостильники не въ состоянiи понять словъ службы.  Причемъ настолько умъ ихъ помрачается, что напр. «отмќтятъ» они Рождество 12/25 дек., начнутъ свое сплошное осьмодневiе, а потомъ едутъ въ Вифлеемъ и тамъ вновь служатъ праздникъ Рождества!  Каково?  Хорошо о таковыхъ помраченыхъ говоритъ посланiе Большого Московскаго Собора: «иже мнящеся мудри быти — объюродќша». 
 
Въ заключенiе небольшой интересный на мой взглядъ примќръ.  Недавно одинъ мой собратъ разсказалъ, что когда къ нимъ прiехалъ служить ихъ викарiй, то послќднiй обнаружилъ рядъ упущенiй по службќ со стороны настоятеля (кот. уже подъ 70 и кот. считаетъ многiя вещи «неважными»).  Такъ вотъ владыка сказалъ именно чтецу, что, дескать, надо то-то и то-то дќлать.  Братъ, понятно, отвќчаетъ ему, что развќ онъ можетъ перечить или дќлать замќчанiя настоятелю.  И вотъ интересны слова владыки: «Такъ надо его потихоньку прiучать».  Вотъ такъ и намъ надо всќхъ прiучать своимъ примќромъ личнаго благочестiя.  Хочешь, чтобъ въ Церкви было благолќпiе — изучи уставъ и выполняй, что до тебя касается.  А то если мы на Преждеосвященной столбами стоимъ на выходќ со Св. Дарами, то малъ вќсъ будетъ у нашихъ пусть и справедливыхъ упрековъ по поводу упущенiй у другихъ. 
 
А что до «суперправославныхъ», то не знаю, кто тутъ конкретно имќется въ виду.  Могу только сказать, что терминъ этотъ находится въ лексиконќ модернистовъ, и примќняется послќдними всякiй разъ, когда рќчь заходитъ объ отсупленiи отъ Вќры и Церкви. 
 
Надќюсь, что смогъ болќе-менќе правильно изложить традицiонную точку зрќнiя Православной Церкви по этому вопросу. 
 
Поздравляю всќхъ съ Благовќщнiемъ Пресвятой Богородицы. 
 
Давайте воздержимся также отъ рќзкихъ выраженiй по адресу другъ друга. 
 
Простите. 
Чт. Михаилъ 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]