Re (3): Хорош ли тот справочник ?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 02:06:12 08/04/1999
в ответ на: Re (2): Хорош ли тот справочник ?, отправлено Александр Иванов 06:29:41 07/04/1999

> Насколько я понимаю, речь идет о статье из справочника С.В.Булгакова "Православие. Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной Церкви", Москва, "Современник", 1994. 
 
Это ведь наверное перепечатка дореволюционного издания. Некоторые дореволюционные справочники весьма эклектичны и отражают (порочный) способ их составления: студентам Духовной Академии и семинарии раздавали задание, они писали кусочек, и все это сводилось в одну книгу редактором. Другие книги такого рода — "полный правосл. богословский словарь", и некоторые тома русского перевода "житий святых". Люди давно с удивлением замечают что одна статья такого справочника может восхвалять Св. Григория Паламу — а другая его же мнение порицать как "ересь" — поскольку переведена с какого-то католического пособия.  
 
> ИСИХАСТЫ (т. е. спокойные). Так называлось в Греции в XVI в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самой странной мечтательностью. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия (греч.) приверженцы этого учения и получили свое название. Они преимущественно жили на Афонской горе. На Константинопольском соборе 1341 г. исихасты, покровительствуемые императором Андроником Палеологом Младшим и ревностно защищаемые Григорием Паламою, впоследствии архиепископом Фессалоникийским, одержали верх в прении о существе этого света с Варлаамом, калабрским монахом.  
 
Были и действительно увлечения самой формой молитвы — хотя у св. Григория про то почти ничего нет.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]