Для Viktor-а в продолжение темы о свободе.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Эльфант 13:22:07 08/04/1999:

Уважаемый Viktor, поскольку в последние два дня форум "Соборный разум" куда-то исчез, а я написал кое-что на ваше послание о свободе и рабстве, то я тисну свой ответ здесь, тем более что люди судя по всему тут те же. 
Видите ли, конечно же Ольга права сказав, что приведённые преподобным Иоанном Кассианом стадии духовного возрастания человека вовсе не следуют в перечисленном порядке одна за другой. Поэтому и ваш комплимент о наёмнике я не могу воспринять полностью. На самом деле видимо просто меняются пропорции этих "раба, наёмника и сына" в отношении человека к Богу. Раб — бессознательное неохотное повиновение из страха быть битым, и оно тоже во всех наверное присутствует. Скорее всего тут наблюдается прямая аналогия с обычными отношениями ребёнка и родителей. Ведь очень часто дети вовсе не понимают зачем от них чего-то требуют, и бывает в своём упрямстве начинают страшно злиться на родителей, даже ненавидеть их, желая им всяческих несчастий. К тому же в отношениях человека и Бога всё ещё сложнее — ведь любой ребёнок как-никак с самого начала знает своих родителей лично, и у него даже в минуты раздражения уже есть опыт любви к ним. У верующего же такого опыта поначалу нет, и его отношения с Богом начинаются с нуля.  
По поводу произвола и свободы — всё же ваше определение поведения машиниста из моей аллегории как произвола, мне представляется в этом случае не совсем точным. Хотя я и могу ошибаться в оттенках значения этого слова, всё же произвол — это тогда, когда ущемляется чьё-то право. Это было бы верно в том случае, если бы он вёз в поезде пассажиров, которые умоляли бы его не пить, а следить за дорогой, на что он бы, пользуясь своей силой, не обращал бы внимания. Если же для чистоты опыта представить, что своими действиями машинист может навредить только себе, то это всё же личная свобода выбора. В общем это отдельная тема о частях составляющих личность — откуда приходят желания, что в конце-концов определяет выбор и что собственно считать стержнем человеческого "я". В примитиве, человеку увидевшему на улице смазливую девицу приходят мысли — "А хорошо бы...", "Да нет, времени в обрез", "Да и неудобно как-то..", "Всё же я женат..", "К тому же заповеди не позволяют", "На что оно мне сдалось?". Смею надеяться, что есть люди которым мысль о заповедях приходит первой и единственной. Или наоборот — человек доставая печёную картофелину из огня думает: "Ого какая горячая, бросить её скорее!", "А есть-то хочется, надо потерпеть". То-есть всё же собственно человеком надо считать то, что принимает окончательное и полезное решение, и чем меньше побочные неполезные мысли мешают на этом пути, тем свободнее личность. Если же человек подчиняется такой побочной "неполезной" мысли, то он, выражаясь библейским языком — "раб греха". 
Насчёт целей создания Богом людей — в Библии на эту тему говорится крайне мало, кстати косьвенно речь об этом уже шла недели две назад, тема называлась по-моему "О справедливости". Очень трудно рассуждать о таких категориях как "вечность" например, находясь в нашем нынешнем состоянии. Что бы ни было написано на эту тему — всё будет выглядеть устрашающе, именно поэтому в Библии нет конкретной информации. Я просто могу привести некоторые места писания, где есть намёки о будущем предлагаемом для людей. 
"Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" /послание Иакова 1-18/. 
"Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобными Ему, потому что увидим Его, как Он есть" /1 Иоанна 3-2/. 
"Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не во зло, чтобы дать вам будущность и надежду" /Иеремия 29-11/.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]