О послушании /Ольге/


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 20:23:23 08/04/1999
в ответ на: Re (6): по поводу истины и духовника, отправлено Ольга 17:11:28 07/04/1999

>>  Не могу с Вами согласиться. Послушание против истины не спасает, но губит. Слепой слепого поведет .. 
>  
> Если Вы лучше духовника знаете, что есть Истина, то зачем он Вам вообще? Живите своим умом. :)  
 
Думается, Ольга, что здесь Вы неправы. С одной стороны, Вы совершенно правильно замечаете, что священник, как и всякий человека может ошибаться. С другой — Вы утверждаете, что даже в этом случае, даже если духовник дает неверный совет, то послушника спасает послушание. Я предлагаю послушать, что говорит по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов), который является почти современником нам. Вот что он пишет о нашем времени (из писем): 
 
"Живем в трудное время! "Оскуде преподобный от земли, умалишася правды от сынов человеческих"! Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников фарисеев! — Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать". 159 (251, 90).  
 
"Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие". 321 (427, 76) 1866 г. 
 
Что касается вопроса о послушании, я очень советую найти Вам (можно через форум спросить) пятый том сочинений свт. Игнатия "Приношение современному монашеству". Там есть две статьи: "О жительстве в послушании у старца" и "О жительстве по совету", где святитель прямо говорит об ответственности послушника, о рассудительном послушании. 
 
"Очевидно, что умервщление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям". (5, 71) 
 
"…душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…". (5, 72) 
 
"Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола (2 Сол.2, 10-12)". (5, 73) 
 
"Преп. Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным (Алфавитный Патерик), очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания  Церкви". (5, 74) 
 
"...духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени... основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий". (5, 76) 
 
"Скромное отношение советника к наставляемому — совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен". (5, 80) 
 
Из писем святителя: 
 
"Истинное послушание — послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут — люди с сильными порывами: потому что порывы уносят их…".159 (251, 90) 
 
"Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, — не достоин он быть руководителем ближняго! — Он не слуга Божий! — Слуга диавола, его орудие, есть сеть! "Не будите раби человеком" (1 Кор. 7, 23), — завещавает Апостол". 159 (251, 90) 
 
"Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческия". 169 (261,39) 1848 г. 
 
Вот слова древнего подвижника преп. Исаака Сирина:  
 
"Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским". (Преп.Исаак Сирин. Слово 9) 
 
А вот что писал наш современный подвижник благочестия, игумен Никон (Воробьев): 
 
" ...никакой нужды нет, чтобы, если тебе давал кто послушание, обязательно принимать предложение; это дело зависит от сил, способностей, от намерения служить Богу в этой должности. Поэтому сама учти все и решай — лишь было бы во славу Божию, а не из плотских расчетов, например, выгоды, тщеславия. Это будет служением диаволу, а не Богу". ("Нам оставлено покаяние", Письмо 115). 
 
Мне кажется, что приведенных выше цитат достаточно. В наше время хороший духовный наставник — действительно большая редкость. Поэтому более безопасным для современного христианина будет именно жительство по совету, когда советы духовника проверяются на согласность со Св. Писанием и Св. Преданием и на этом основании принимаются или не принимаются христианином. Это разумеется кладет на нас большую ответственность. Но надо помнить о своем послушании Богу и делать все, что в наших силах, чтобы следовать Его воле. Послушание же лжестарцу, следование неверным его советам разлучает послушника от исполнения воли Божией, от послушания Богу.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]