[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Александр Иванов 20:23:23 08/04/1999
в ответ на:
Re (6): по поводу истины и духовника, отправлено
Ольга 17:11:28 07/04/1999
>> Не могу с Вами согласиться. Послушание против истины не спасает, но губит. Слепой слепого поведет .. > > Если Вы лучше духовника знаете, что есть Истина, то зачем он Вам вообще? Живите своим умом. :) Думается, Ольга, что здесь Вы неправы. С одной стороны, Вы совершенно правильно замечаете, что священник, как и всякий человека может ошибаться. С другой Вы утверждаете, что даже в этом случае, даже если духовник дает неверный совет, то послушника спасает послушание. Я предлагаю послушать, что говорит по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов), который является почти современником нам. Вот что он пишет о нашем времени (из писем): "Живем в трудное время! "Оскуде преподобный от земли, умалишася правды от сынов человеческих"! Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников фарисеев! Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать". 159 (251, 90). "Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие". 321 (427, 76) 1866 г. Что касается вопроса о послушании, я очень советую найти Вам (можно через форум спросить) пятый том сочинений свт. Игнатия "Приношение современному монашеству". Там есть две статьи: "О жительстве в послушании у старца" и "О жительстве по совету", где святитель прямо говорит об ответственности послушника, о рассудительном послушании. "Очевидно, что умервщление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям". (5, 71) "…душепагубное актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…". (5, 72) "Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола (2 Сол.2, 10-12)". (5, 73) "Преп. Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным (Алфавитный Патерик), очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви". (5, 74) "...духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени... основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий". (5, 76) "Скромное отношение советника к наставляемому совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен". (5, 80) Из писем святителя: "Истинное послушание послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами: потому что порывы уносят их…".159 (251, 90) "Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, не достоин он быть руководителем ближняго! Он не слуга Божий! Слуга диавола, его орудие, есть сеть! "Не будите раби человеком" (1 Кор. 7, 23), завещавает Апостол". 159 (251, 90) "Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческия". 169 (261,39) 1848 г. Вот слова древнего подвижника преп. Исаака Сирина: "Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским". (Преп.Исаак Сирин. Слово 9) А вот что писал наш современный подвижник благочестия, игумен Никон (Воробьев): " ...никакой нужды нет, чтобы, если тебе давал кто послушание, обязательно принимать предложение; это дело зависит от сил, способностей, от намерения служить Богу в этой должности. Поэтому сама учти все и решай лишь было бы во славу Божию, а не из плотских расчетов, например, выгоды, тщеславия. Это будет служением диаволу, а не Богу". ("Нам оставлено покаяние", Письмо 115). Мне кажется, что приведенных выше цитат достаточно. В наше время хороший духовный наставник действительно большая редкость. Поэтому более безопасным для современного христианина будет именно жительство по совету, когда советы духовника проверяются на согласность со Св. Писанием и Св. Преданием и на этом основании принимаются или не принимаются христианином. Это разумеется кладет на нас большую ответственность. Но надо помнить о своем послушании Богу и делать все, что в наших силах, чтобы следовать Его воле. Послушание же лжестарцу, следование неверным его советам разлучает послушника от исполнения воли Божией, от послушания Богу.
Ответы и комментарии: