Re (9): по поводу истины и духовника


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 12:59:29 09/04/1999
в ответ на: Re (8): по поводу истины и духовника, отправлено Феофил 21:43:57 08/04/1999

>>Заметим, что преподобный говорит здесь не "отвергнись себя ради служения ближнему, подражая таким образом Христу" (так могла бы сказать м. Мария, и в этом вся разница между ней и прп. Серафимом. К слову сказать, такое подражание живо напоминает "Подражание Христу" Фомы Кемпийского), а "смирись, стяжи дух мирен, и мир твой исправит не только недостатки окружающих, но и исходатайствует им спасение". Стяжи, а не отвергнись.  
>  
> Чудовищная ошибка и соблазн. Преподобный Серафим еженедельно прочитывал все Евангелия (и нам советует) и хорошо знал и исполнял слова Спасителя: " если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф 16:24). . Сам батюшка Серафим сперва отвергся себя, уйдя из мира в монастырь и все для служения людям. Взял крест аскетических подвигов. Последовал за Христом, но это тоже путь служения людям делами веры, имею в виду старчество. 
>  
 
"Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф 16:24).  
 
Заметьте, как сказано Спасителем: "отвергнись себя..". Отвергнись себя для чего? Для служения ближнему или для исправления самого себя через отвержение от себя. Чей крест мы должны взять? Чужой или свой? Следующие слова Спасителя дают ясный ответ на это: "Возьми крест свой". "Отвергнись себя", отвергнись от того лживого духа, который советует нам немедленно взяться за исправление окружающего мира под видом "делания добрых дел", "возьми крест свой" и распни на нем свою плоть "со страстьми и похотьми", свою плоть, а не чужую, и тогда уже "следуй за Мною" на Крест для Спасения мира, ибо только Я, безгрешный, могу на Нем пребывать, и те, которые стали одно со Мною. И сказано это тем, "кто хочет идти за Мною", а не тем, кто хочет "быть как Я", в безумной попытке сооружая свой крест посреди мира. 
Вы совершенно верно пишете, что "сам батюшка Серафим сперва отвергся себя, уйдя из мира в монастырь и все для служения людям. Взял крест аскетических подвигов. Последовал за Христом, но это тоже путь служения людям делами веры, имею в виду старчество." И когда же он взялся за "служение людям"? Через несколько десятков лет аскетического подвига и то с "неохотой", по особому откровению свыше. Но, может быть, это путь одних подвижников,  нам, мирским людям, совершенно не пригодный? И нам необходимо браться за служение людям ради самого этого служения, отвергнуться себя ради ближнего, ибо, как пишет м. Мария, "таков единственный подлинный путь христианина"? Послушаем же теперь, что прп. Серафим считает целью христианской жизни и какие  он не подвижникам, а нам, мирским людям, рекомендует средства для достижения этой цели.  
“Господь открыл мне,” — сказал великий старец, — “что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской.. Но никто, — продолжал о. Серафим, — не сказал вам о том определенно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, творя заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской.. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит.. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего.. Дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божьего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте." 
Итак, цель христианской жизни состоит в "в стяжании Духа Святого Божьего", а не в отвержении себя ради служения ближнему. В стяжании, а не в отвержении. И, более того, само служение ближнему рассматривается не как "единственный подлинный путь христианина", а только с той точки зрения, насколько оно "много дает Духа Божьего". И это не удивительно. В том состоянии, в котором мы находимся, мы не можем никого исправить и  никому по-настоящему помочь, и должны рассматривать любое свое дейсвие как средство для исправления самого себя. "Без Мене не можете творить ничесоже",- говорит нам Господь. Он не говорит нам,- если не будете делать как Я, не сможете ничего сотворить,- а,- если не будете иметь Меня, со Отцем и Святым Духом, в вас пребывающими, "не можете творить ничесоже". Таков путь Св. Отец наших. И мы должны держатся его, ничего не убавляя от него и ничего не прибавляя к нему: "Не сребролюбцы нравом, довольны сущими". В чем же Вы видите здесь "чудовищную ошибку и соблазн"?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]