Re (6): Хорош ли тот справочник ?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 17:21:29 09/04/1999
в ответ на: Re (5): Хорош ли тот справочник ?, отправлено Стефан 09:22:52 09/04/1999

>>>> ИСИХАСТЫ (т. е. спокойные). Так называлось в Греции в XVI в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самой странной мечтательностью. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия (греч.) приверженцы этого учения и получили свое название. Они преимущественно жили на Афонской горе. На Константинопольском соборе 1341 г. исихасты, покровительствуемые императором Андроником Палеологом Младшим и ревностно защищаемые Григорием Паламою, впоследствии архиепископом Фессалоникийским, одержали верх в прении о существе этого света с Варлаамом, калабрским монахом.  
>>>  
>>> Были и действительно увлечения самой формой молитвы — хотя у св. Григория про то почти ничего нет. 
>>  
>> Увлечение формой в исихазме, наверно, может быть только в форме анекдотической, в виде омфалопсихии — "пуподушия" — или что-нибудь в этом роде. Потому что исихазм — это все-таки безмолвие, а не молитва, и у него нет формы, как таковой. Хотя св. Григорий Палама и др. и подчеркивают роль Иисусовой молитвы в безмолвии (св. Григорий так и обязан это делать, чтобы дистанциироваться как от Варлаама, так и от Евагрия), но скорее как второстепенную и даже, пожалуй, необязательную. "Молвит душа и в молве находится, когда молится",-говорит прп. Серафим, и в этих словах оправдание безмолвия. Св. Иоанн Лествичник определяет исихазм так: "Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома.  
>> Подвиг редкий и удивительный". Все ставит исследователей перед проблемой (кажущейся) христоцентризма в исихазме. 
> Мне кажется, что смотреть на свой пупок во время молитвы — это просто один из способов удерживать ум на словах молитвы. Некоторые закрывают глаза, чтобы сосредоточиться. Но когда монах спит по 2-3 часа ( а на Афоне, по-моему, больше не спят ), то при рассеивании мыслей с молитвы на что-то земное можно уснуть. Афонские старцы советуют при "умном делании" смотреть в одну точку. Будешь смотреть на стену, пол или пупок не имеет никакой разницы. В конце концов, способов достижения правильной ( сосредоточенной ) молитвы много, и способ исихастов — один из ний. 
 
Ну, если мы уж заговорили на эту тему:-)..  
Важно, в основном, где находится внутреннее внимание на молитве (или на безмолвии), а не на чем сосредоточен взгляд. Другое дело, если молитва окрадывается, и внимание нечувствительно для ума все же следует за зрением. Тогда уж лучше, если зрение направлено на что-нибудь внешнее, чем, скажем, на нижние отделы сердца, или, упаси Боже, еще ниже, в область живота. Последствия такого неправильного способа моления подвижник почуствует на себе в течение непродолжительного времени.  
Лучший способ заключать ум в слова молитвы — это не молиться вообще:-). Причина уклонения ума от слов молитвы заключена в той поврежденности человеческого естества, когда ум, будучи отделен от сердца, не властвует над ним, а помыслы, будучи соединены с сердцем, властвуют и над умом. Соединить ум с сердцем, воссоздать первоначально единую человеческую природу дело одного Бога. Как создал, так и воссоздает, единым непостижимым актом соединяет разъединенное. Душа видит вдруг себя изменившейся, ум останавливается в недоумении перед непостижимостью, но и перед очевидностью совершившегося изменения. От подвижника требуется (как и от всех, как и всегда) только направленность его воли в борьбе с помыслами. В исихазме это приобретает крайнюю форму, соответствуют этому и крайние дары, им получаемые. Состоит она в отсечении всех приходящих на сердце помыслов, образов, чувств, в отсечении от всего, в безмолвии сердца и ума по мере возможности (а потом и по мере благодати), в упразднении даже от самой молитвы, которая используется для отражения особо сильных нападений. 
 
Все это достаточно общие места из Св. Отцов. И нам, находящимся бесконечно далеко от такого делания, иной раз все же хочется заглянуть туда, где в безмолвии совершается таинство будущего века:-).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]