[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Евгений 19:43:53 12/04/1999
в ответ на:
Re (7): Внутренняя молитва., отправлено
Стефан 12:32:11 10/04/1999
>>> Мне кажется, что смотреть на свой пупок во время молитвы — это просто один из способов удерживать ум на словах молитвы. Некоторые закрывают глаза, чтобы сосредоточиться. Но когда монах спит по 2-3 часа ( а на Афоне, по-моему, больше не спят ), то при рассеивании мыслей с молитвы на что-то земное можно уснуть. Афонские старцы советуют при "умном делании" смотреть в одну точку. Будешь смотреть на стену, пол или пупок не имеет никакой разницы. В конце концов, способов достижения правильной ( сосредоточенной ) молитвы много, и способ исихастов — один из ний. >> >> Ну, если мы уж заговорили на эту тему:-).. >> Важно, в основном, где находится внутреннее внимание на молитве (или на безмолвии), а не на чем сосредоточен взгляд. Другое дело, если молитва окрадывается, и внимание нечувствительно для ума все же следует за зрением. Тогда уж лучше, если зрение направлено на что-нибудь внешнее, чем, скажем, на нижние отделы сердца, или, упаси Боже, еще ниже, в область живота. Последствия такого неправильного способа моления подвижник почуствует на себе в течение непродолжительного времени. >> Лучший способ заключать ум в слова молитвы — это не молиться вообще:-). Причина уклонения ума от слов молитвы заключена в той поврежденности человеческого естества, когда ум, будучи отделен от сердца, не властвует над ним, а помыслы, будучи соединены с сердцем, властвуют и над умом. Соединить ум с сердцем, воссоздать первоначально единую человеческую природу дело одного Бога. Как создал, так и воссоздает, единым непостижимым актом соединяет разъединенное. Душа видит вдруг себя изменившейся, ум останавливается в недоумении перед непостижимостью, но и перед очевидностью совершившегося изменения. От подвижника требуется (как и от всех, как и всегда) только направленность его воли в борьбе с помыслами. В исихазме это приобретает крайнюю форму, соответствуют этому и крайние дары, им получаемые. Состоит она в отсечении всех приходящих на сердце помыслов, образов, чувств, в отсечении от всего, в безмолвии сердца и ума по мере возможности (а потом и по мере благодати), в упразднении даже от самой молитвы, которая используется для отражения особо сильных нападений. >> >> Все это достаточно общие места из Св. Отцов. И нам, находящимся бесконечно далеко от такого делания, иной раз все же хочется заглянуть туда, где в безмолвии совершается таинство будущего века:-). > > Простите, Евгений, но Вы сказали, что исихасты во время молитвы отсекали все чувства. Я так не думаю. Одной из целей молитвы является покаяние. То есть человек, молясь, осознает свою греховность, у него появляется чувство раскаяния в том, что он творил неправедного, чем оскорблял Бога. Когда во время молитвы появляется подобное чувство, его не отсекают, а наоборот, следуют за ним. Если читаешь свое правило , и чувство покаяния заставляет слезы течь из глаз, то надо остановить чтение правила и говорить то, что приходит на сердце. И продолжать так до тех пор, пока слезы не остановятся. Эти моменты самые благодатные. Чувство покаяния может идти и от собственных усилий. Любые усилия, направленные к Нему, приемлет Человеколюбец Бог наш и подает за это некоторое очищение от страстей и мир чувств, как бы показывая то, каким может быть человек в его неповрежденном грехом состоянии. Показывая и вновь отступая, чтобы увлечь душу за Собою, чтобы поощрить ее стремление к Нему, и для того, чтобы самой неожиданностью появления этого состояния и невозможностью его повторения, привести душу ко смирению и научить ее не надеяться на собственные усилия. Если кто-либо умеет раз за разом вызывать это чувство покаяния, то это плохой признак. К сожалению, и к чувству покаяния, как и ко всем остальным чувствам падшего человеческого естества, может примешиваться и всегда примешивается некая тонкая сладость, которая от бесов. Это не значит, что не нужно молиться с покаянием, это означает, что ни в коем случае не следует его выдумывать. Покаяние вообще не относится к области чувств. "От Лица Его бежит небо" человеческих мыслей "и земля" человеческих чувств. Человек бывает поражен ужасом, как если бы увидел нечто не от мира сего. Покаяние это Суд прежде Страшного Суда, от которого человек осознает свою ничтожность и приходит во смирение. Наиболее надежным для тех, кто не имеет опытных наставников (а это все мы), является трезвение, которое заключается в том, чтобы не принимать на молитве ничего, ни плохого, ни тем более хорошего, или которое кажется таковым. "Рукою смирения отвергай приходящую к тебе на молитве сладость", даже если это кажется чувством покаяния. То, что от Бога, отвергнуть нельзя.
Ответы и комментарии: