Re (8): Внутренняя молитва.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 19:43:53 12/04/1999
в ответ на: Re (7): Внутренняя молитва., отправлено Стефан 12:32:11 10/04/1999

>>> Мне кажется, что смотреть на свой пупок во время молитвы — это просто один из способов удерживать ум на словах молитвы. Некоторые закрывают глаза, чтобы сосредоточиться. Но когда монах спит по 2-3 часа ( а на Афоне, по-моему, больше не спят ), то при рассеивании мыслей с молитвы на что-то земное можно уснуть. Афонские старцы советуют при "умном делании" смотреть в одну точку. Будешь смотреть на стену, пол или пупок не имеет никакой разницы. В конце концов, способов достижения правильной ( сосредоточенной ) молитвы много, и способ исихастов — один из ний. 
>>  
>> Ну, если мы уж заговорили на эту тему:-)..  
>> Важно, в основном, где находится внутреннее внимание на молитве (или на безмолвии), а не на чем сосредоточен взгляд. Другое дело, если молитва окрадывается, и внимание нечувствительно для ума все же следует за зрением. Тогда уж лучше, если зрение направлено на что-нибудь внешнее, чем, скажем, на нижние отделы сердца, или, упаси Боже, еще ниже, в область живота. Последствия такого неправильного способа моления подвижник почуствует на себе в течение непродолжительного времени.  
>> Лучший способ заключать ум в слова молитвы — это не молиться вообще:-). Причина уклонения ума от слов молитвы заключена в той поврежденности человеческого естества, когда ум, будучи отделен от сердца, не властвует над ним, а помыслы, будучи соединены с сердцем, властвуют и над умом. Соединить ум с сердцем, воссоздать первоначально единую человеческую природу дело одного Бога. Как создал, так и воссоздает, единым непостижимым актом соединяет разъединенное. Душа видит вдруг себя изменившейся, ум останавливается в недоумении перед непостижимостью, но и перед очевидностью совершившегося изменения. От подвижника требуется (как и от всех, как и всегда) только направленность его воли в борьбе с помыслами. В исихазме это приобретает крайнюю форму, соответствуют этому и крайние дары, им получаемые. Состоит она в отсечении всех приходящих на сердце помыслов, образов, чувств, в отсечении от всего, в безмолвии сердца и ума по мере возможности (а потом и по мере благодати), в упразднении даже от самой молитвы, которая используется для отражения особо сильных нападений. 
>>   
>> Все это достаточно общие места из Св. Отцов. И нам, находящимся бесконечно далеко от такого делания, иной раз все же хочется заглянуть туда, где в безмолвии совершается таинство будущего века:-). 
>  
> Простите, Евгений, но Вы сказали, что исихасты во время молитвы отсекали все чувства. Я так не думаю. Одной из целей молитвы является покаяние. То есть человек, молясь, осознает свою греховность, у него появляется чувство раскаяния в том, что он творил неправедного, чем оскорблял Бога. Когда во время молитвы появляется подобное чувство, его не отсекают, а наоборот, следуют за ним. Если читаешь свое правило , и чувство покаяния заставляет слезы течь из глаз, то надо остановить чтение правила и говорить то, что приходит на сердце. И продолжать так до тех пор, пока слезы не остановятся. Эти моменты самые благодатные. 
 
Чувство покаяния может идти и от собственных усилий. Любые усилия, направленные к Нему, приемлет Человеколюбец Бог наш и подает за это некоторое очищение от страстей и мир чувств, как бы показывая то, каким может быть человек в его неповрежденном грехом состоянии. Показывая и вновь отступая, чтобы увлечь душу за Собою, чтобы поощрить ее стремление к Нему, и для того, чтобы самой неожиданностью появления этого состояния и невозможностью его повторения, привести душу ко смирению и научить ее не надеяться на собственные усилия. Если кто-либо умеет раз за разом вызывать это чувство покаяния, то это плохой признак. К сожалению, и к чувству покаяния, как и ко всем остальным чувствам падшего человеческого естества, может примешиваться и всегда примешивается некая тонкая сладость, которая от бесов. Это не значит, что не нужно молиться с покаянием, это означает, что ни в коем случае не следует его выдумывать. Покаяние вообще не относится к области чувств. "От Лица Его бежит небо" человеческих мыслей "и земля" человеческих чувств. Человек бывает поражен ужасом, как если бы увидел нечто не от мира сего. Покаяние — это Суд прежде Страшного Суда, от которого человек осознает свою ничтожность и приходит во смирение. Наиболее надежным для тех, кто не имеет опытных наставников (а это все мы), является трезвение, которое заключается в том, чтобы не принимать на молитве ничего, ни плохого, ни тем более хорошего, или которое кажется таковым. "Рукою смирения отвергай приходящую к тебе на молитве сладость", даже если это кажется чувством покаяния. То, что от Бога, отвергнуть нельзя. 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]