Не священник ли я?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Владимир Честнов 22:50:21 12/04/1999:

Грустно и смешно, братья, что из-за одного моего случайно обмолвленного слова поднялась такая буря сердец. Все остальное было принесено в жертву единственно важному для всех вопросу, вынесенному в заголовок. Смешно, но и грустно, ибо случайно вскрыло, в чем же ваша вера, "где сокровище ваше". С грустью приходится констатировать, что ваше православие на поверку оказалось обыкновенным язычеством-фетишизмом. Не хочется много писать, так как "просто" нечиновный христианин, один их священского народа, по слову апостола, и сын Божий, по слову евангелиста,  для вас все равно — не авторитет. Посмотрите лучше, что когда-то написал о "православном" фетишизме В. В. Розанов, и не спешите открещиваться и ответно обвинять, а присмотритесь — не узнаете ли себя, братья?  
 
"Так образвалось духовенство – без вдохновения, недвижное. О. Матвей Ржевский кричит Гоголю (при первой встрече): «Зачем не подходите под благословение мое? Значит, бегаете благодати!» Он себе представляется каким-то мешком с благодатью, из которого она сыплется, как мука. Это, можно сказать, зверски-невежественное понятие о благодати и смешение себя с Богом – очень распространено как на Западе, так и у нас. «Значит, вы Богу не хотите повиноваться», говорят вам, если вы высказываете поползновение не повиноваться духовному лицу: — «значит, вы Бога не признаете», — отвечают вам на попытку полемизировать с явно невежественной статьей духовного журнала. Развился фетишизм лица, фетишизм фигур, фетишизм целого сословия: они все – маленькие боги, ходящие среди человеков, — движущиеся мощи, каждая ждущая своей канонизации. Но за что? но почему? По праву тысячелетнего консерватизма. От. Матвей – самый нераскаянный человек. Во всех поступках его – ни одной мысли, что может быть и он грешен. Он – Зевс, сошедший с Олимпа, «сверхчеловек», сущий ницшеанеч, стоящий «по ту сторону добра и зла». Но почему? Да в меру того, как он уморил свое «я», заглушил совесть, «судию своего». И как Плюшкин ходил вечно с ключами на пояс, и от. Матвей носит ключи от драгоценного музея и всю цену музея переносит на себя. «Я – бог, из меня благодать сыплется», — и он и прямо говорит, а главное – косвенно. Гоголь пусть отречется от Пушкина, и похлопочет купить учебнички сыну от. Матвея, чтобы тот к празднику не огорчил папашу дурными отметками: «папаша» не должен ни огорчаться, ни отрекаться. От. Матвей всю жизнь собой доволен, это – самый самодовольный человек. «Боги – блаженны», определяли греки олимпийцев. Вот таков же и от. Матвей и все бесчисленные отцы Матвеи, «блаженные» при жизни, «праведные» — по скончании. 
 
Миру от них и тяжко. Тяжко от этой несломимой гордыни…" 
 
В. В. Розанов. "Талантливость и бесталанность в духовенстве", "Около церковных стен", М., 1995, с. 152. 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]